Один из самых известных государственных менеджеров России, Анатолий Чубайс, выступил – разумеется, в духе времени удалённо – в бизнес-школе «Сколково» и рассказал там о судьбах России. Подготовка к этому событию, кстати, заставила его устыдиться: Чубайс опубликовал фотографию своего рабочего стола дома и написал: «Стало стыдно. Всё бросил, срочно буду убираться».
Это хорошо, когда человеку бывает стыдно. Это оставляет надежду на спасение.
Новости партнеров
И вновь о «нефтяной игле»
Только ленивый не рассказывает сейчас о своём видении экономики после коронавируса. Анатолий Борисович, при всей своей барственности, человек трудолюбивый, и прописные истины изрекает весьма охотно. Вот и в виртуальном Сколкове была хорошая речь. Правильная. В отличие от великого провокатора Грефа и циника Кудрина, Чубайс с некоторых пор (знакомство с Квачковым?) осторожнее подбирает слова, хотя порой и проговаривается, требуя «благодарности олигархам».
Первым делом Чубайс констатировал, что сырьевая составляющая экономики России находится в серьёзном кризисе.
«ТЭК на сегодня – 20 процентов ВВП, 40 процентов бюджета и 60 процентов экспорта. Это становой хребет. Он под риск попал».
Цифры вольно округлены: к сожалению, продукция топливно-энергетического комплекса составила в 2019 году даже 63,3% экспорта, и это минимальный показатель за последние годы. Доля в ВВП вместе с зависящими от ТЭКа отраслями также выше, особенно если вспомнить, что «социалка» финансируется из бюджета, то есть на те же 40% нефтью. По большому счёту более половины находящихся в обращении рублей имеют именно углеводородное происхождение.
Стесняемся спросить: а кто закрывал тысячи несырьевых предприятий в девяностые годы? Опять инопланетяне прилетели и обрушили экономику, пока Чубайс, Потанин и Фридман мужественно отстреливались? Где блокбастер от Бондарчука на эту тему? Давно пора разъяснить несознательному населению, как марсиане вынудили его начинать утро с просмотра курса рубля и котировок Brent.
Во всех бедах России у реформаторов виноват кто-то другой: реформа была хорошей, но что-то пошло не так, наверное, народ не тот попался.
Новости партнеров
Кто главный по инновациям?
Но вот сейчас, по словам Чубайса, прозвучал «набатный колокол», который, кстати, порадует сколковцев радикальной, поистине ленинской «цифровизацией всей страны»: «Происходит, знаете, такое «принуждение к цифре». Нас жизнь подтолкнула к этому жёсткой рукой. И я думаю, что апгрейды технологические и апгрейд психологический отчасти останутся». Характерная «технократическая лексика»: человек и человеческое общество для машиностроителя (по образованию) Чубайса суть некие устройства, которые можно и нужно «апгрейдить», «прокачивать», «совершенствовать» по некоему инженерному плану. О плане мы упомянем ниже, а сейчас постараемся понять, чего же хочет Чубайс.
«Главным вызовом стратегии национальной безопасности России с учётом вывода из кризиса становится изменение структуры экономики, становится вызов, который называется «инновационная экономика»».
То есть хочет он модернизации и инноваций, 6-нанометровых технологических процессов, блокчейн-госуправления, государственных инвестиций в соответствующие отрасли.
Но тут встаёт очень много вопросов. Главный из них состоит в том, что двенадцатый год Анатолий Борисович является сперва генеральным директором, потом председателем правления госкорпорации «Роснано», на которую в первую очередь и возложены задачи строительства инновационной экономики. То есть все требования, выдвинутые Чубайсом в его выступлении, он выдвигает к себе самому и своим лоббистским возможностям. Рекурсия. К слову, успехи России за дюжину лет чубайсовских нанотехнологий достаточно скромны: мы добились немалого, но разрыв с Западом и Востоком не сократили, особенно когда речь идёт не о перспективных разработках, а об их массовом внедрении.
Если на посту не удаётся добиться успехов, пост надо покидать. Когда-то это дошло даже до Кудрина, позднее полудобровольно отправился на скамейку запасных Медведев, но Чубайс не таков. Этот человек выступает за сменяемость власти только там, где властью не является он сам.
Где взять инвестиции
Ещё одно очевидное утверждение:
Новости партнеров
«Нам нужна целая индустрия прямых инвестиций, которая в России сегодня в 25 раз меньше, чем в Китае. Прямые инвестиции – это и есть развитие инновационной экономики».
Но простите, где взять денег на эти инвестиции? Денежная масса в России – половина ВВП, Китая – два ВВП. Нам рублей не хватает даже на еду. А кто определяет размер денежной массы? Центробанк, руководитель которого, Эльвира Набиуллина, – вечный зам большого друга Чубайса Германа Грефа. Это, по сути, одна тусовка, проводники одной идеи всеобщего цифрового орднунга, не понимающие, что у поговорки «что русскому хорошо, то немцу смерть» есть, к сожалению, и обратный вариант.
То есть об инвестициях Чубайс вполне мог бы поговорить в узком кругу. Нет рублей – нет инвестиций.
Пожелания вместо предложений
Как же изменить ситуацию по Чубайсу?
«Нужно пересмотреть Налоговый кодекс, пересмотреть систему образования, которая должна затачиваться не только на чисто образовательно-научные задачи, но и на задачи предпринимательские – технологическое предпринимательство зарождаться должно».
К сожалению, подробных предложений по пересмотру нашей действительно неидеальной налоговой системы Чубайс не озвучил. А одно только требование снизить налоги без демонстрации методов уравновешивания после этого всей бюджетной и, шире, финансовой системы страны – чистая демагогия.
Секрет правильных слов от подобных деятелей состоит в том, что эти слова никогда не превращаются в работающие документы. Разве что в их имитацию: так, «Стратегия-2024» Кудрина (ещё периода ЦСР) – это популистский стыд и срам с картинками из бесплатных западных фотобанков.
«Роснано» не имеет права законодательной инициативы, но учитывая обширнейшие связи Чубайса в высших сферах, например, в Счётной палате Алексея Кудрина, которая пишет законопроекты, хотя тоже не должна этого делать, он вполне мог бы подготовить внятный текст конкретных предложений и тем или иным путём внести их в Госдуму. Мы бы почитали, обсудили, посмеялись, но это был бы уже конкретный диалог, а не потряхивание лозунгами. Бесконечные лекции и интервью – прекрасно, раз кто-то за это платит (кстати, интересно узнать, во сколько обошлась бизнес-школе лекция Директора Очевидность). Но где «проект Чубайса», «пакет Чубайса», «план Чубайса»? Нет их. Нет, по крайней мере, в явном виде.
Не тонет
Но тут надо коснуться вида неявного. Если политическое бессмертие бывших питерских деятелей Кудрина и Грефа можно объяснить непонятной слабостью президента к сослуживцам (если помните, самая первая статья Путина в XXI веке была о том, до какой степени он не любит увольнять людей), то Чубайс – особая история. У него сохраняется какая-то поистине президентская неприкосновенность, несмотря на все эскапады. Кстати, нелишним будет заметить, что Анатолий Борисович – один из всего лишь трёх человек, реально управлявших Россией после 1991 года. Сомнительная победа Бориса Ельцина на президентских выборах в 1996 году подкосила здоровье триумфатора, он лёг на сложную операцию, и несколько месяцев, до начала 1997 года, фактическим главой государства был руководитель администрации президента.
Но вряд ли дело именно в этом периоде жизни Чубайса. Предположений о причинах его непотопляемости много, и все они неубедительные.
Тот же Владимир Квачков сказал Честному Фрэнку, что «Чубайс не является обычной фигурой. О Чубайсе нельзя судить по его открытому позиционированию в политической и общественно-экономической жизни. Это та тайная мировая закулиса, которая считает его своим человеком в России». Автор этих строк не склонен строить конспирологические теории, но если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, оно с высокой вероятностью действительно является уткой.
Я писал этот текст в машине, запитав тайваньский ноутбук китайской сборки на американском программном обеспечении через выпущенный в Китае российский инвертор (слоган: «Инновации, опережающие время») и раздавая на него интернет с чисто китайского смартфона с операционной системой финско-американского происхождения. Увы, отключения электричества в подмосковном стотысячнике стали повседневным делом (за май – минимум седьмой раз от получаса и более). Многострадального РАО ЕЭС не существует уже давно, но местные жители до сих пор кротким, незлобивым матом поминают при «блэкаутах» Анатолия Борисовича Чубайса, отца не только приватизации, но и реформы электроэнергетики.
Это и есть символ всех достижений наноутки, которая, похоже, никогда не станет хромой.