Многое стало ясным – оказывается, все последние годы правительство считало, что оно работает хорошо, а мы под его руководством живём ещё лучше. Не хочется разочаровывать этих прекрасных людей, но…
Что он сказал
Новости партнеров
Вечером 5 апреля телеканал «Россия 1» показал фильм «Опасный вирус» – врачи и политики рассказывали о борьбе с COVID-19. В числе прочих высказался и министр финансов Антон Силуанов.
В пустом конференц-зале, без маски, сидя на расстоянии примерно полутора метров от торса журналистки Наили Аскер-заде, но существенно ближе к её точёным ножкам, он успокоил телезрителей:
«Для нас это как бы новая реальность, тем не менее к этой реальности мы готовы. Накоплен достаточный запас как золотовалютных резервов Центрального банка, так и резервов правительства, которых будет достаточно для того, чтобы отреагировать на все изменения, которые происходят сегодня в экономике. Доходная база бюджета будет сокращаться, но мы готовились к таким временам. Тучные времена прошли, сейчас приходится более эффективно распоряжаться ресурсами.»
Так жители России узнали, что совсем недавно они жили в тучные времена. Пять лет непрерывного падения реальных располагаемых доходов граждан – это тучные времена. Снижение ВВП в долларовом исчислении четыре года из шести последних – это, очевидно, экономический успех. Встаёт вопрос, в каких же параметрах измеряет господин Силуанов «тучность». Можем предположить, что это рекордный рост среднего состояния миллиардеров в тяжёлом для народа 2019 году – 23 богатейших человека в стране разбогатели на 52,9 млрд долларов.
Встаёт вопрос – министр финансов говорил всё это серьёзно или просто издевался над собеседницей, подзабыв, что говорит не только с ней, но и со всем народом? Интересно, что сразу после Силуанова журналистка обратилась к его бывшему шефу Кудрину, который в стиле Капитана Очевидность сообщил, что «развитие коронавируса – это необычная причина для кризиса, у Китая был рост 6%, а теперь ноль или даже рецессия». Похоже, никто из сильных мира сего не воспринимает Наилю Вагиф кызы как собеседницу, с которой можно говорить о серьёзных вещах.
Откуда он взялся
Антон Германович долгое время был в тени своих более разговорчивых коллег по правительству. Он занял своё кресло в нетривиальной ситуации – в 2011 году отработавший главой Минфина 11 лет Алексей Кудрин вступил в открытый конфликт с президентом Дмитрием Медведевым и был вынужден подать в отставку. Тогда-то его и сменил неприметный заместитель, отличавшийся разве что внушительными суммами в декларациях о доходах. А теперь Силуанов и сам – старожил кабмина: он сохранил свой пост и в 2012-м, и в 2018-м, и в 2020 годах, причём побывал за это время и вице-премьером, и первым вице-премьером. Теперь он «всего лишь» член правительственного президиума.
Новости партнеров
Публичным политиком Силуанов стал лишь в 2018 году, когда, прикрывая президента и премьер-министра, взял на себя основную ответственность за пенсионную реформу. Всегда улыбчивый, кроткий, совершенно в себе уверенный, он оказался вполне телегеничным, убедительно рассказывал про параметры бюджета – и в какой-то момент возникло подозрение, что именно министр финансов является реальным главой правительства.
Судя по всему, то же самое заподозрил и президент – в отставку главного кассира страны не отправили, но после смены премьера его аппаратные позиции явно пошатнулись. Силуанова не только «перепрыгнул» Михаил Мишустин, ранее в качестве главы ФНС исполнявший поручения Минфина, но и отодвинул Андрей Белоусов, несколько лет работавший помощником президента и нечасто выходивший под свет софитов.
Как он работал
За время работы Силуанова доходы федерального бюджета России выросли с 11,4 до 19,5 млрд руб. (на 71%), а расходы – с 10,9 до 16,7 млрд руб. (на 53%): как видим, Силуанов фактически превратил бюджет в свинью-копилку, со страстностью Гобсека собирая деньги и препятствуя расходам. Мы, конечно, боролись, выживали как могли – но против министра не попрёшь: среднедушевые денежные доходы населения за тот же период выросли лишь в полтора раза (на 56%) в тех же многострадальных рублях, которые за это время похудели относительно доллара ровно в три раза. То есть за время работы Силуанова министром все импортные товары стали для нас в два раза дороже относительно доходов.
Инфляция с 2011 года составила 75,7%, далеко обогнав рост рублёвых доходов.
Это, процитируем ещё раз, по мнению министра финансов, были тучные годы. Как же, чёрт возьми (в этом контексте уместно и Лукавого помянуть), будут выглядеть годы тощие? Голодные обмороки, трупы на улицах, банды осатаневших подростков на развалинах фавел, каннибализм? К каким именно перспективам «готовилось правительство», по словам Силуанова?
Куда ему пойти
В современной России действительно были хорошие, успешные годы – 2000–2008, восемь с половиной «тучных коров». Дефолт 1998 года сыграл благотворную роль – он как бы подвёл итог гиперинфляции девяностых, и с 1999 года страна вошла в период затяжного экономического роста. Положительную роль тут сыграла и смена руководства, и позитивная динамика цен на нефть, но главное – появились правила игры, определённая стабильность, понимание сути завтрашнего дня. К сожалению, когда на русский рост обратили внимание зарубежные инвесторы, мы не нашли в себе сил дать им отпор, что и привело к бурному притоку капитала с последующим взрывообразным его бегством в 2008-09 годах.
Новости партнеров
Последующий короткий подъём, который застал уже и министра Силуанова, был, к сожалению, уже чисто нефтяным: запас разгона от стабилизации не удалось поддержать реформированием экономики, переводом её на производственные рельсы. А произошло это потому, что экономикой управляли не экономисты, а финансисты: тот же Кудрин со своим замом и преемником Силуановым, Герман Греф и Эльвира Набиуллина (оба с поста министра экономики ушли в милые их сердцам банки). Сейчас есть определённая надежда – впервые в нашем правительстве экономист (Андрей Белоусов) встал выше министра финансов. Но потеряно очень много времени.
Высказывания Силуанова можно было бы интерпретировать в духе «страшно далёк он от народа», но он всё-таки высококвалифицированный кассир и все приведённые выше цифры знает назубок. А значит, мы имеем дело с великолепным цинизмом, с откровенным пренебрежением интересами народа.
О да, они подготовились к кризису – расширили список системно значимых предприятий, имеющих право рассчитывать на государственную поддержку. «Макдоналдсы», букмекеры, торговые сети – в общем, весь цвет нации. Похоже, при таком управлении здоровые предприятия в России попросту вымрут.
А паразиты – никогда.