Гречкодемия – так можно окрестить то, что происходит в российских магазинах. Люди запасаются крупой впрок и советуют покупать её друзьям. Почему именно гречка стала индикатором кризиса в нашей стране? Куда делась с полок туалетная бумага? И стоит ли забивать серванты провиантом на месяцы вперёд?
Социальные сети пестрят фотографиями пустых магазинных полок. Гречки не найти, поредели полки с тушёнкой, закончилась, страшно сказать, туалетная бумага.
Новости партнеров
«Смотри, вон там туалетная бумага, хватай и бежим», – иронизирует один из авторов видео.
В соседнем супермаркете с туалетной бумагой проблем нет. Трёхслойная, четырёхслойная, с ароматом и без, на любой вкус и кошелёк. Независимый эксперт Александр Анфиногенов рассказал, что причина ажиотажа – возможный дефицит. В России не так много целлюлозно-бумажных комбинатов, производящих гигиеническую продукцию. Большая часть бумаги в нашей стране – экспортная.
«Мы не полностью себя обеспечиваем целлюлозой, – отметил Анфиногенов. – Самый большой экспортёр целлюлозы в мире – Чили. Все помнят проблему – в Чили было очень сильное землетрясение и были перебои с туалетной бумагой. Могут закрыть границы, и не будет туалетной бумаги. Отсюда и спрос сейчас».
Эксперт розничной торговли Вадим Корсунский видит причину бумажного ажиотажа в другом: не все ритейлеры были готовы к повышенному спросу на конкретный вид продукции.
«Нормальный процесс работы розничных сетей – это предсказание определённого спроса. Под него поставляется товар, – рассказал он. – Если у нас с вами вдруг вырос спрос, то не все торговые сети заблаговременно под него закупили товар и не все производители под него произвели товар, чтобы продать его торговым сетям.»
Некоторые эксперты высказали предположение, что ритейлеры, оставляя полки пустыми, преследуют определённую корыстную цель. Покупатель в один день пришёл в магазин – полка пустая. На следующий день зашёл – товар есть. Ему вроде бы и не надо, но две пачки масла, гречки или муки вместо одной купит – на всякий случай. Вадим Корсунский с этим предположением не согласился.
«50% найдут в магазине что-то ещё, а 50% пойдут в другой магазин и купят этот товар всё равно, – отметил эксперт. – Поэтому риск у меня, как у ритейлера, будет относительно продаж. И упущенные продажи сегодня обычно не восполняются завтра. Потому что завтра уже новый день, новые потребности. Поэтому я не согласен с мнением, что ритейлеры могут намеренно удерживать товар где-то в запасниках».
Новости партнеров
Что будет востребовано всегда, так это гречка. Почему-то именно гречку принято называть индикатором кризиса в нашей стране. Не рис, не макароны, не перловку, не пшёнку или манку и даже не картофель, а именно гречку. И ещё тушёнку. Тушёнка тоже разлетается на раз-два.
«Что люди пытаются сделать? Они понимают: чем-то надо запастись. И запасаются тем, что стоит меньше за порцию – и гречка с тушёнкой подходят под это описание. Люди поворачиваются к базовым вещам. Они не думают, давайте-ка я куплю консервированного лосося. Это не то, что приходит в голову», – рассказал Вадим Корсунский.
Гречка, тушёнка, макароны и другие категории товаров, если и закончились в отдельных магазинах, то они появятся, – уверены эксперты. Производства находятся здесь, на территории страны. Стоит лишь подстроить поставки под спрос покупателей. То же самое с градусниками и антибактериальными средствами для рук. Делаем сами. А вот с медицинскими масками – история другая. Заводы по их производству по большой части сосредоточены в Китае. А в Китае на некоторое время предприятия встали. Из-за этого возник дефицит, в том числе и в наших аптеках. В ближайшее время этот дефицит тоже должен быть нивелирован. Заболеваемость коронавирусом в Поднебесной пошла на спад, а заводы вновь запыхтели. Это можно понять по данным со спутников: небо вновь заволокло смогом. Так что скоро китайцы снабдят нас всех масками и, понятное дело, неплохо на этом заработают.