Федеральная резервная система (ФРС) США снижает с 16 марта ключевую ставку до 0,25 процента сразу на 1 п.п. на фоне распространения нового типа коронавируса, об этом говорится в заявлении на официальном сайте службы. Такие экстренные заседания крайне редко проводились, говорит в беседе с Накануне.RU доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов: «На моей памяти последнее такое экстренное заседание было в 2008 году».
Но, по мнению эксперта, действия ФРС ситуацию не спасут, и все равно мир «грохнется в кризис». В последних событиях экономист видит тенденцию к изоляционизму, а также он уверен, что под прикрытием паники от коронавируса будут уничтожаться остатки демократии под предлогом ЧС. Государство будет внедряться в экономику, и эпоха экономического либерализма уйдет в прошлое. Почему мировой кризис 20-30 годов прошлого века обошел нашу страну, и во время Великой депрессии, бушевавшей в США, в СССР строили заводы, и чем грозят нынешние события нашей стране?
Новости партнеров
– Валентин Юрьевич, ФРС на фоне обвала снизила ставку сразу на 1%, почти до 0%, рынки восприняли это позитивно, а в России так можно было? У нас почему-то обсуждают повышение опять?
– Для того, чтобы в России были какие-то позитивные последствия от изменения ключевой ставки, необходимо серьезное и радикальное переустройство всей модели экономики, так что это особый разговор. Просто когда происходит повышение ключевой ставки в России, то тут одни бенефициары, когда понижение – другие. В любом случае Россию рвут на части, а российский народ оказывается, выражаясь языком бенефициаров, лузером, то есть проигравшим. Но это такое общее замечание. Мы можем бесконечно дискутировать по поводу плюсов и минусов повышения, понижения ключевой ставки, но, к сожалению, очень редко и мало обсуждаем вопросы о том, как нам вообще выходить из этой тупиковой ситуации – пребывания России в качестве полуколонии Запада.
– А если возвращаться к решению Федеральной резервной системы по ключевой ставке?
– Обратите внимание, что эти решения происходят на фоне массовой истерии по поводу коронавируса. С моей точки зрения, это, конечно, переходит в фазу такой спецоперации – и не только спецоперации, связанной с вирусом как таковым, этим пользуются, чтобы привести общество в состояние ужаса, это и есть одна из форм и инструментов глобального терроризма. До этого прошла волна, когда взорвали «башни-близнецы» 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, под прикрытием этой спецоперации устанавливался жесткий тоталитарный контроль якобы для того, чтобы бороться с какими-то эфемерными, мифическими террористами.
Но сегодня под предлогом борьбы с коронавирусом устанавливается жесткий диктаторский режим. Действительно такая парадоксальная ситуация – с одной стороны, вроде бы, коронавирус стал фактором, тормозящим или даже разворачивающим глобализацию в сторону изоляционизма. Но с другой стороны, в рамках каждой отдельно взятой страны и юрисдикции происходит ужесточение контроля над населением под видом того, что надо это самое население защищать.
– Границы закрывают…
– Будет жесткий контроль над поведением человека, даже за его физическим состоянием (под предлогом медицинского мониторинга), это все достаточно образно описано в романе Джорджа Оруэлла «1984». Может сложиться так, что коронавирус окажется поводом для выстаивания этого нового мирового порядка.
Новости партнеров
– Как это связано с ФРС и ключевой ставкой?
– Коронавирус – дымовая завеса для того, чтобы принять решения по предотвращению экономического кризиса. Экономический кризис и так назревал, не было бы коронавируса, значит, надо было что-то придумать. Подвернулся очень удобный отвлекающий маневр. На самом деле, конечно, причина заключается в другом – в алчности хозяев денег, в том, что нынешняя глобальная социально-экономическая система капитализма неизбежно приводит к таким последствиям, а спишут все на коронавирус.
Рефлексивные действия со стороны ФРС не спасут ситуацию. И главное, смотрите, раньше-то ФРС хоть как-то готовилась к решениям по изменениям ключевой ставки, делались какие-то прогнозы, расчеты, обговаривались сценарии, шли дискуссии, было какое-то лоббирование того или иного решения, а сегодня вводится чрезвычайное положение, а в условиях чрезвычайного положения народу и не надо знать, почему принимают такое решение, а не иное. Если сегодня посмотреть на пресс-релизы Федеральной резервной системы – там все списывается на коронавирус, никаких уже даже формальных прогнозов по занятости, по инвестициям, по платежному балансу – это все в прошлом. Совершенно другая атмосфера. Так что обсуждать уже нужно не ключевые ставки, а то, что мир на глазах меняется.
– Не только в США происходят эти изменения?
– В других странах действуют синхронно с Федеральной резервной системой, сегодня и денежные власти в Гонконге понизили ключевую ставку примерно в два раза, Банк Англии в начале марта буквально чуть ли не на следующий день после понижения ключевой ставки ФРС сразу на две ступеньки снизил ключевую ставку, и у них там тоже в ближайшее время будет очередное плановое заседание совета директоров Банка Англии. И я не исключаю, что они доведут эту ключевую ставку до уровня плинтуса. Центробанк Канады успел провести два заседания и тоже резко понизил ключевую ставку.
– Что необычного в этом, ведь и раньше подобные решения принимались?
– Раньше решения по ключевым ставкам принимались на заседаниях, которые проводились по заранее согласованным и одобренным графикам, как правило несколько таких заседаний, например, в ФРС восемь заседаний в течение года, примерно столько же в других центральных банках. Обратите внимание, что два раза Федеральная резервная система понижала ключевую ставку на своих внеочередных чрезвычайных экстренных заседаниях. Такие экстренные заседания крайне редко проводились, на моей памяти последнее такое экстренное заседание было в 2008 году, когда упал банк «Лемон бразерс».
Если подводить итоги и обрисовать ситуацию в самом общем виде, то, с моей точки зрения, все эти рефлексивные действия со стороны ФРС ситуацию не спасут, все равно мир «грохнется» в кризис.
Новости партнеров
Во-вторых, видно, что процесс глобализации не только затормозился, он повернулся на 180 градусов, сегодня наблюдается тенденция к изоляционизму.
В-третьих, под прикрытием этой самой паники коронавируса фактически будут уничтожаться и уже уничтожаются остатки демократии под предлогом ЧС. Государство будет внедряться в экономику, и эпоха экономического либерализма уходит в прошлое, будет совершенно другая модель экономики.
– Разве протекционизм – это не то, чего все так ждали, по крайней мере, в России?
– Всегда надо танцевать от власти. Экономика может работать на людей, может работать против людей, все зависит от того, какая власть. Так не бывает, что если у власти находятся «хозяева денег», то может быть модель экономики, которая согласуется с интересами общества, с интересами простого народа.
– В конце прошлой недели все обсуждали обвал цен на нефть, эта ситуация многим аналитикам и экономистам напомнила 80-ые годы, когда произошло примерно то же самое якобы из-за действий альянса США и Саудовской Аравии, но если слушать вас, то нас ожидает вовсе не кризис 80-х, а что-то похожее на происходившее в США в 20-30 годы и оставшееся в истории под названием Великая депрессия?
– Вы сказали «альянс» США и Саудовской аравии, но если это альянс, то наездника и лошади. Наездником является Вашингтон, а лошадью – Эр-Рияд. Ни для кого не секрет, что Эр-Рияд действовал по указке Вашингтона, он действительно залил мир «черным золотом» и произошел обвал цен в тогдашних долларах, они упали где-то до десяти долларов за баррель, то есть было трехкратное падение цен на нефть. Что касается сравнения с кризисом начала прошлого века, который начался в 1929 году, то имейте в виду, что тот кризис более умеренный по своим диспропорциям, по своим последствиям, чем тот, который может разразиться в настоящий момент. И тем не менее тогда как-то пытались бороться с этим кризисом, острая фаза рецессии закончилась к 1933 году, а дальше началась фаза стагнации или депрессии. Из состояния застоя экономику не удалось вывести, хотя, конечно, был «Новый курс» Рузвельта в Америке, но «Новый курс» не сумел Америку вытащить из стагнации. Применялись методы Кейнса – активное вмешательство государства в экономику, то есть традиционные методы через управление экономикой не смогли решить задачу. Эта задача могла быть решена на тот момент только военными средствами – это одна из причин начала Второй мировой войны, которая и разрешила эти противоречия.
– Удивительно и то, что пока на Западе была Великая депрессия, у нас в стране был подъем и индустриализация, а сейчас, когда мы представляем собой периферийную часть экономики Запада, такого и не может быть?
– О том и речь, что в принципе есть у нас такой опыт, мы уникальная страна, которая имеет опыт защиты от мирового кризиса. Более того на фоне экономического кризиса в Советском Союзе наблюдалось самое настоящее экономическое чудо. Такое ощущение, что у нас отсечена память. Я не хочу сейчас эту тему начинать, но в принципе в течение буквально года можно было бы развернуть экономику совершенно в другую сторону. Из полуколониальной, колониальной сделать национально ориентированной и суверенной, но это тема особого разговора.