Их что ни день – то больше и больше. Вал публикаций, про то, как свински жили в СССР и как «аффтор» его за это ненавидит, катится, словно горная лавина. Если раньше преобладали какие-то факты и детали советского быта, то теперь сразу берут быка за рога: ненавижу и баста! И вас научу ненавидеть. Если вы по глупости или забывчивости к этому предмету равнодушны – значит, и вы «совок». А потому вам нужно пройти коллективную психотерапию для излечения от совковости. По первому запросу в Яндексе выпадает сколько угодно ценных возможностей. Такая, например:
«Группа создана для тех кому надоела русская постсоветская совковость. Слово “совок” в значении “советский до мозга костей” общеизвестно. Совками являются жители бывшего СССР и не только» и т.д.
Новости партнеров
“Убей в себе совка”. 6 привычек жителя СССР, от которых пора избавиться».
«Из-за чего я ненавижу СССР?» — распинается на популяном сайте Maxpark некий автор, явно не живший в СССР.
А один популярный блогер ненавидит «Совок» аж «до зубовного скрежета». Сочинения об ужасах «совка» ежедневно выскакивают в топы. А вот хорошие воспоминания о жизни в СССР – нет, не выскакивают. Это наводит на мысль, да что там наводит – неколебимо убеждает в том, что весь этот спонтанный и народный «интернет 2.0» очень жёстко дирижируется и режиссируется.
Если б всё было отдано на волю волн – оказалось бы совсем наоборот: в топе болтались бы романтические воспоминания о советском детстве, любимых учителях и поездках в лагерь. Таков закон человеческой памяти: чем дальше отодвигается время, тем больше оно подёргивается ностальгически-романтическим флёром: «Что пройдёт, то будет мило». Плохое забывается, а на первый план выходят милые пустяки, добрые улыбки и хорошие люди.
Я вовсе не принадлежу к восторженным поклонникам СССР, хотя и считаю, что многое там было сделано правильно. При этом с добрым чувством вспоминаю своё детство, хотя летом я ходила в туалет на дворе, в квартире у нас топилась дровяная плита, а в школе учились в четыре смены. А вот кто-то гораздо моложе меня, в СССР почти не живший, ненавидит … ковёр. Да-да, ковёр, висевший у «тупых совков» на стене. Какие удивительные чувства можно взрастить в себе! И к чему? К бессловесному ковру производства люберецкой фабрики!
Дело, конечно, не в ковре. И даже не в «совке». В ненависть к «совку» канализуется смутное раздражение на жизнь, которое испытывает офисный сиделец, прилежный читатель горячих новостей Рунета, выпускник эколого-маркетологического университета, которого жизнь вроде поманила, да и … и ничего. Гордиться вроде особо нечем, но всё же есть одно, неотъемлемое: я, по крайней мере, не убогий совок. И он презирает, упражняет и взращивает в себе презрение и ненависть, потому что, презирая, ощущает себя хоть на вершок выше презираемого предмета. Это преимущественно интеллигентская тема – «совок». Люди попроще ненавидят людей определённых национальностей, «понаехавших» и т.п. Презирать «совок» легко и приятно: он и самооценку поднимет, и сдачи не даст.
Дирижёры общественного мнения и канализаторы общественных чувств это, как мне кажется, отлично понимают и умело направляют.
Новости партнеров
Есть и более масштабная причина сбивать, словно мыльную пену, презрение и ненависть к «совку». Во всём мире растёт неприятие широкими слоями народов либерального глобализма.
Народы естественным образом обращают свой взор в собственное прошлое, где и находят образцы не-либеральных и даже анти-либеральных образов правления. И они кажутся им всё более привлекательными. Какие-то народы помнят правый анти-либерализм, какие-то, как наш народ, — левый, т.е. советский коммунизм.
При этом не только наш народ вспоминает социализм и коммунизм: левая идея всё более популярна во всех странах мира, даже в Америке, что уж совсем противоречит всем привычным догмам и представлениям. Но ничего не попишешь: социализм популярен.
Вот его-то и стараются всеми силами оплевать и скомпрометировать, чтоб неповадно было и вспоминать, как на 1/6 земного шара была произведена первая попытка реального социализма, просуществовавшая семьдесят лет. Вот об этом-то хозяева жизни хотят запретить вспоминать. Вернее, вспоминать предписано только с ненавистью и презрением. А поскольку народ живёт по преимуществу бытовыми интересами, а аргументацию ценит простую и не требующую напряжённой умственной работы, то на первый план и выходят рассказы о неказистом советском быте. Быт понятен всем. Вы хотите социализма? Отлично! Будете стоять в очередях и подтираться газеткой. Не хотите газеткой? Тогда забудьте о социализме. Вот простая схема. Вот для чего нужен этот вал «мемуаров» тех, кто в реальном «совке» не жил.
А ещё чувствуется во всём этом тайный страх хозяев жизни. Страх, что придёт некий призрак «совка» и придётся отвечать. «Так трепещите же, тираны, и вы, предатели страны. За ваши гибельные планы теперь ответить вы должны» — сказано в одном из многочисленных русских переводов Марсельезы. Вот тут, мне кажется, самая глубинная причина, в которой, впрочем, никто не признаётся.