ГлавноеАналитикаСергей Черняховский. К новому расколу

Сергей Черняховский. К новому расколу

Опубликовано

Российская светская власть все-таки уступила давлению клерикальных кругов политической элиты России и внесла в качестве поправки в Конституцию РФ категорию «Бога» и «Веры в Бога».

Либо давление оказалось достаточно сильным, либо сама светская власть и не была по сути светской, явно тяготея к клерикализму. Клерикализм – это, конечно, не теократия как таковая – но реальное признание и утверждение первенства духовенства в решении государственных дел.

Новости партнеров

По сути – это мягкое закладывание в обществе сложных линий расколов, вынуждение тех, кому не «присуща Вера в Бога» (таких на деле большинство, а по минимальным расчетам – около четверти населения), чувствовать себя либо лишним, либо второсортным в государстве, утверждающем ценность религиозного сознания.

Власть явно старалась предложить формулу, которая будет выглядеть наиболее смягченной и не совсем противоречащей положению той же конституции о праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Только в результате сформулировала будущее закрепление столь странно, что лишь усилила и неприятие, и недоумение по отношению к новому тексту Конституции.

Если исходить из предположения, что данные СМИ верны, то вносимое положение выглядит следующим образом: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».

Здесь вопросы и иронию вызывает все. «До последней пуговицы на гетрах последнего солдата императорской армии».

Но важнее в данном случае опять-таки иное: «сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Идеалы-то какие – идеалы «веры в Бога»? Но у огромной части общества идеалы другие. По сути – у большинства общества идеалы другие. Судя по недавним ВЦИОМовским данным, слова молитв в церквях полностью понимают лишь 22% от причисляющих себя к православным. А причащаться в церкви ходили 12% от всего населения.

У неверующих идеалы другие. Их предки достойны почитания, исходя из этой будущей записи, или уже недостойны?

Просто новая запись в Конституции конституционно разделает и людей, и их предков на верующих и неверующих. Страна и люди должны почитать только тех предков, которые веру в «Бога» им передали – и не почитать тех, кто не передали? То есть по новому тексту Конституции, предки делятся на веровавших в Бога и не веровавших в Бога, на веру передавших и веру не передавших. То есть предки теперь будут двух сортов: «предок первого сорта» и «предок второго сорта».

Новости партнеров

Конечно, это не совсем то же, что «родитель-один» и «родитель-два» — но напоминает. Причем с той разницей, что последние на сорта не разделаются, а вот «предки» — напротив.

Вводится категория тех, кто веру передал и кого нужно почитать, и тех, кто веру не передал и кого почитать не нужно.

А на фоне сохраняющейся статьи и права на исповедание любой религии и неисповедание никакой, вместе это звучит просто замечательно: не верить в «Бога», то есть быть атеистом, можно, но почитать такого после смерти – нельзя.

Причем одновременно как будто бы признается правопреемственность РФ по отношению к СССР на своей территории, что, конечно, хорошо. Только еще в 1989 году к православным себя относили лишь 17% граждан (сейчас по разным подсчетам от 63 до 74%). То есть большинство современных граждан РФ своими предками в добрых трех поколениях имели неверующих. То есть получается, что Конституция подавляющему большинству граждан СССР отказывает в праве на почитание потомков.

И если на два сорта делятся те, кто «веру в Бога передал» и «веру в Бога не передал», то и на два сорта делятся те, «кому веру передали» и кому веру не передали». Или кто ее не принял. На будущее последние авансом предупреждаются, что они будут второсортными и почитания от своих потомков не достойны.

Хорошая и изящная формулировка: «гражданин, почитания недостойный». Вообще-то равноправный – но почитания не достойный…

На каком шагу это выльется в неофициальный запрет на профессии – зависит только от скорости распространения фобий. И установок власти. В Германии 30-х гг. тоже евреев не в первый год отправили в лагеря и крематории: лет пять они просто ходили с желтыми звездами. Техника развивается — можно будет просто крепить микроизлучатель, транслирующий шагов на пять вокруг: здесь «почитания недостойный». И наблюдать, кто вслед плюнет, а кто нет — и последнего на проверку крепости и истинности веры.

И уж безусловно: все конечно равны и равноправны, но разве может «почитания не достойный» занимать руководящие должности? Преподавать? Избираться в органы власти? Иметь офицерское звание? Защищать диссертацию? Вообще – учиться в вузе? Он, конечно, право такое имеет – но вот пользоваться этим правом – не достоин…

Новости партнеров

Он же – почитания не достоин…

Да и вообще – имеет ли он право быть захороненным на кладбище – он, не достойный почитания??

Великолепное светское государство. Демократическое и правовое.

Где предки разделены на передавших «веру в Бога» и почитания достойных, и «веру в Бога не передавших» и почитания не достойных. И почитания не достойными объявлено большинство живших и работавших в советский период и служивших иным идеалам, нежели Церковь.

А потомки, соответственно, с одной стороны, на тех, кто имеет предков, почитания достойных, и кто имеет предков, почитания не достойных. И еще – на тех, кто «веру принял», и тех, кто «веру не принял». И кто не принял — потому что не передали, и тех, кто не принял, потому что не захотел. И еще на тех, кто кому не передал, но сам обрел, и тех, кому не передал, но и не обрел.

Кстати, интересно будет с теми, кому предки «веру не передали», но он ее «обрел». Ведь если предки в «Бога» не верили, а верили в иные идеалы, значит, он, «обретя веру», предков, такой веры не передавших, отверг. Их же почитать нельзя.

А значит – подспудно новая запись в Конституции ведет людей к утрате исторической памяти, отречению от памяти предков и памяти страны. Ведет к расколу на «почитания достойных» — и «почитания не достойных». И в итоге к ненависти и, кстати, к ненависти в отношении и Церкви, и верующих, и инициаторов этой записи в Конституции.

И что после этого удивляться, почему сто лет назад, когда народ перестали силой принуждать верить в «Бога», он стал сносить и жечь те сооружения, где его принуждали в этого «Бога» верить. И почему в русской армии весной 1916 года к причастию строем привели 96% личного состава, а весной 1917, когда от обязательности причастия освободили, к нему в армии пришли уже 16%. И почему народ с таким воодушевлением расправлялся в последующие годы с теми, кого толерантно можно назвать «священнослужителями».

Не говоря уже о конструкции, предложенной для вписывания «Бога» в Конституцию в целом: если бы речь шла о тысячелетней истории России, это, по крайней мере, была бы понятная и оправданная метафора. Метафора – потому, что России даже «от Рюрика» на полтора века больше, чем тысяча лет. А по реальным историческим данным, ее история насчитывает около полутора тысяч лет. Впрочем, это уже другой вопрос: что такое тысячелетняя история России – как минимум образно понятно.

Что такое «тысячелетняя история Российской Федерации» — и непонятно, и смешно. Почему нельзя было сказать именно о России, учитывая, что по той же Конституции, наименования Российская Федерация и Россия равнозначны уже непонятно.

Еще раз: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей» — что это означает? Если речь идет о том, что Российская Федерация стала результатом тысячелетнего исторического процесса, еще что-то можно понять. Правда, сразу возникает много и других сопутствующих вопросов: например, РФ – это результат объединения или результат разъединения. И если это результат разъединения, то какую роль в этом разъединении сыграла РФ и как ее коллективное сознание к этому разъединению относится. И так далее…

Некогда Путин сказал много более удачно: «Мы сохранили историческое ядро территории Советского Союза и назвали это государство Российская Федерация». Почему это было нельзя повторить в данном случае – тоже вызывает вопросы. Возможно, именно потому, что если вести речь о том, что «РФ — это сохраненная территория СССР», новеллы о конституционности «Бога» были бы еще экзотичнее.

А дальше – само ядро экзотики: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»… От чьего лица артикулируется? «Первое лицо» — здесь кто? Российская Федерация или «мы»? Наверное, «Мы»: «народ Российской Федерации».

Тогда что, собственно, это значит: что «народ Российской Федерации» дает некое определение и оценку современному «государству Российской Федерации» и определяет статус последнего. И кто, собственно, сохраняет память предков: «Российская Федерация» или «Мы» — ее народ?

Отвечать можно как угодно – и то, и другое красиво. Хотя в целом и бессмысленно.

Автор — российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ

km.ru





Никита Третьяков. Кому выгодна ядерная война

Все мы с тревогой и уже отчасти маниакальным увлечением следим за эскалацией вооруженного конфликта с США и НАТО. Уже не в первый раз возникают...

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а...

Ростислав Ищенко. Чем можно по-настоящему напугать США

Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла незамеченной – неприятная для нас, но вполне ожидаемая. Маленькая негритяночка, с...

Читайте также

Зачем Байден разрешил ракетные удары вглубь России

Президент США Джозеф Байден после долгих сомнений принял решение, на которое его уговаривал Киев...

Подобрались вплотную. У границ России появилась новая угроза

В польском Редзиково открылась очередная американская военная база. Ее строительство обсуждали почти два десятка...

Трамп и Байден устроили договорняк по дальнобою: версия, которая объясняет все

Уходящий и приходящий президенты США играют с Москвой в злого и доброго копов Байден санкционировал...