Президенту пришлось отвечать перед земляками за нищету в стране, а знает вообще власть на что живут люди?
Пенсионная реформа, похоже, ничему не научила российскую власть. Во всяком случае, во время встречи президента страны Владимира Путина и руководителя фракции партии власти в Госдуме Сергея Неверова, последний все время отмечал, как власти во главе с президентом уделяют внимание развитию России именно как социального государства. «Мы практически единогласно приняли поправки в первом чтении, внесенные Вами в Основной закон, в Конституцию, и в первую очередь, конечно, поправки, направленные на закрепление социальных гарантий: минимальный размер оплаты труда, индексация социальных выплат, пенсий, — заверял Неверов.
Преподносилось все так, будто к «Единой России» пенсионная реформа не имеет никакого отношения, будто не с подачи партии власти началась реформа здравоохранения, рост налогов, урезание бюджетных мест в вузах. Какое социальное государство, если россияне на глазах лишаются не только бесплатной медицины, образования, но и пенсий заодно?
Новости партнеров
Пенсионная реформа прошла, теперь единственное о чем может говорить партия власти — о зарплатном минимуме и минимальной пенсии. О какой-то копеечной помощи, при росте тарифов ЖКХ, цен на лекарства, продукты. Самое страшное, что это еще хотят закрепить в Конституции. Еще бы пенсионную реформу туда внесли, как главное завоевание социального государства.
В этом смысле хороша идея депутатов от «Справедливой России» — они предлагают зарплаты чиновников приравнять к средним зарплатам по стране, и закрепить это положение в Конституции. Соответствующие поправки «Справедливая Россия» внесла ко второму чтению законопроекта об изменениях в Основной закон.
«Если чиновники будут получать на уровне среднестатистической зарплаты, они начнут лучше понимать те непростые реалии, в которых живет большинство россиян», — уверен руководитель думской фракции справедливороссов Сергей Миронов.
Это похоже на правду. Тогда, наверное, будет меньше желания говорить о социальном государстве, принимая пенсионные реформы и голосуя против индексации пенсий.
Вот и Миронов уверен, что в результате многие непопулярные решения вместе с пенсионной реформой, бьющие по карманам граждан, будут пересмотрены. Кроме того, приравняв зарплаты чиновников к реальным доходам россиян, удастся снизить расходы на содержание госаппарата и повысить его эффективность.
Примечательно, что на такой шаг уже пошла, например, Украина, где зарплату министров и других высокопоставленных чиновников сделали в диапазоне от 3 до 5 средних по стране. При этом на сегодняшний день средняя заработная плата в «незалежной» составляет 10,7 тыс. гривен (около $ 460).
В России, по данным сайта «Дверь в мир», зарплаты высших российских чиновников превышают 400 тыс. руб., а министров-силовиков — приближаются к 800 тыс. руб. При этом средняя зарплата по стране, по информации «Известий», в 2019 г. составила 37,9 тыс. рублей, хотя любой россиянин знает, что это не средняя, а даже вполне приличная.
Новости партнеров
Эсеры предлагают установить минимальные зарплаты и пенсии россиян в 2 раза больше прожиточного минимума, а пенсионный возраст вернуть на дореформенный уровень, отменив пенсионную реформу совсем.
Изменение зарплат неминуемо скажется и в целом на размере пенсии, которая, согласно инициативе «СР» должна составлять не менее 50% утраченного заработка. На сегодняшний день средняя пенсия в России составляет 15,5 тыс. рублей. Это для рядового гражданина. И после пенсионной реформы, которая должна была подействовать на рост пенсий.
Пенсии чиновников считаются иначе. Поэтому они так легко голосуют за пенсионную реформу. Будут долго сидеть на хорошей зарплате, а потом получать хорошую пенсию.
«Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра», — сообщается на сайте «Дверь в мир» со ссылкой на источник близкий к Пенсионному фонду России. Соответственно и пенсии составят порядка 57−90 тысяч рублей.
Не обижены и народные избранники, чье пенсионное обеспечение регулируется ст. 29 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Те их них кто проработал в Госдуме более 5 лет также имеют право на доплату к пенсии в размере 55−75% от денежного вознаграждения депутата. Им тоже не страшно голосовать за пенсионную реформу.
«В соответствии с законодательством среднемесячная заработная плата депутата ГД в 2018 году составляет 399,3 тыс. рублей до уплаты подоходного налога. … Денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, от которого исчисляется доплата к пенсии, с учетом индексаций в 2018 году, — 84 тыс. 774 рубля», — сообщается на сайте ГД.
На сегодняшний день подобными зарплатами и пенсиями могут похвастаться немногие. Кстати, нетрудно посчитать сколько составит индексация в 6%, о которой с гордостью твердят чиновники, от пенсий обычных россиян и тех, кто «заботится» о благосостоянии граждан страны, принимая пенсионную реформу.
В общем, президенту Путину нечем гордиться. Нет никакого социального государства. 19 февраля во время визита в родной Санкт-Петербург, во время возложения цветов к памятнику Анатолию Собчаку, ему пришлось держать ответ перед земляками за низкие зарплаты и пенсии, за нищету в стране. Оказывается, президент в курсе, что на 10 тысяч рублей сложно прожить.
Новости партнеров
Одна петербурженка спросила президента о том, как можно прожить на 10 тыс. 800 рублей в месяц.
«Думаю, что очень трудно», — ответил Путин. Собеседница предположила, что его зарплата больше этой суммы. «Не только у меня. Есть гораздо более высокие зарплаты. У президента не самая высокая зарплата», — скромно заметил Путин. Но не рассказал, что у тех людей с гораздо более высокими зарплатами, даже понятия нет, что такое 10 тысяч деревянных. Они на них и два часа не проживут, их и пенсии с пенсионной реформой не волнуют, обеспечили себя на тысячу лет вперед.
Завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин считает, что какие-бы поправки не вносились кем-то к законопроект об изменениях в Конституцию, всерьез их воспринимать не будут.
— Путин свои поправки сформировал, остальные мало колышит. Можно, конечно, вносить, если есть свободное время. Это первое.
Второе: зарплата чиновников, президента должна быть привязана к средней по стране (это есть, например, в программе моего движения «За новый социализм»). Она должна соответствовать средней. Предполагается, что чиновники, депутаты имеют более высокую квалификацию, чем может быть у других людей, поэтому, как и во всех странах мира, зарплата президента России не должна быть больше 5−6 раз средней по стране, а зарплата депутата — 3 средних по стране.
Если сейчас средняя зарплата, по данным Росстата, составляет примерно 49−50 тысяч рублей, то депутаты должны получать 150 тысяч. Не больше. Если средняя повышает до 60 тысяч, то 180. Пусть работают над тем, чтобы зарплата повышалась.
Хотят это закрепить в Конституции? — Я только «за». Понимаю, что это никогда не будет закреплено, пока Путин у власти.
— Я баллотировался в прошлом году в Госдуму на довыборах в Хабаровском крае. Коммунисты края в соответствии с моей предвыборной программой внесли в думу края предложение о том, что зарплата депутата краевой думы не должна превышать трех минимальных (не средних, а минимальных!) — в Хабаровском крае это примерно 52 тысячи рублей. Но так как коммунистов трое из 35, то остальные партии — ЛДПР и «Единая Россия» отвергли это предложение.
— А не приведет ли то, что зарплаты чиновников будут невысокие, к росту коррупции?
— Это плел Дмитрий Анатольевич Медведев, когда реформировал милицию в полицию. Говорил, что зарплаты резко повысят полиции, судьям и коррупция исчезнет. Исчезла? — Это привело к тому, что взятки стали больше. Если раньше гаишнику можно было тысячу рублей дать, то теперь только пять.
Если человек изначально идет на государственную службу, чтобы заработать денег любым путем, то можно ему какую угодно зарплату делать. Повысят — он будет брать больше.
— Если такой опыт все-таки будет внедрен, поможет ли это чиновникам и депутатам, принимающим решения о прожиточном минимуме, МРОТЕ, размере пенсий и пенсионную реформу лучше понять, как живется обычным россиянам?
— Конечно. Для этого и надо внедрять, чтобы чиновники знали, какая средняя зарплата.
Два года назад я спросил одного реального депутата Совета Федерации от кого он баллотируется. О говорит — от Урала. Я его спрашиваю, знает ли он какая там средняя зарплата. Он: «Ну, 27 тысяч». — Я его спрашиваю: «Вам не стыдно получать большую, когда ваши избиратели получают маленькую?» — Он говорит: «Они лентяи и бедные, раз не могут заработать».
Такое свинское отношение везде идет. «Вас рожать не просили» и так далее и тому подобное. Если теперь сопрячь их зарплату и пенсии со средними по стране (не равными, но кратными), то будут знать как живут люди, будут стараться о них заботиться.
— Украина уже привязала зарплаты чиновников к средним по стране. Наши чиновники решатся на это?
— При этой власти наши не решатся. При всем неуважении к бандеровской Украине это шаг правильный, и он действует везде и давно. Во всех странах, кроме Российской Федерации, есть принцип, что зарплаты выборных чиновников сопрягаются о средними по стране.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев уверен, что для чиновников не так опасно приравнивание их зарплаты к средней по стране, потому что это всё средняя температура по больнице.
— От этой инициативы очень легко увернуться. Вот что я имею в виду. И в этом смысле есть шанс, что эту инициативу примут. Собираются же прожиточный минимум в Конституцию вносить. Чем эта хуже?
Но представим, что никто не будет уворачиваться, все будет уравнено. Та же проблема — а что будет уравнено? Чиновники разных уровней, разных типов: есть федеральные, есть региональные, местные.
Вряд ли есть смысл делать зарплаты МИДа очень маленькими. Был период, когда высчитывались средние зарплаты по министерству. Поскольку у МИДа много загранпредставительств, а доллар был дорогой, то зарплаты мидовских чиновников внутри страны были просто смешные, потому что средняя должна была быть константой по всем министерствам.
Во-первых, усреднение можно обойти, а во-вторых, даже если не обходить, то непонятно к чему это приведет.
Предположим, что это не усреднение, а просто как-то разложили по вертикали, привязали к зарплатам граждан. Но тут встает еще один вопрос: а к какой зарплате привязывать — по региону или по стране? Сами знаете, какой у нас разброс зарплат, доходов, цен по регионам. Понятно, что федеральных привяжут к чему-то федеральном, а региональных к чему? К региону?
— Если удастся найти алгоритм, можно ожидать положительный эффект?
— Предложим, что некий Хоттабыч всех ко всему привязал. И зарплата чиновников стала не очень большая. Но власть-то осталась та же самая! Большие зарплаты не помогают бороться с коррупцией, но маленькие ее провоцируют. Нельзя сказать, что если будут много платить, то воровать не будут, но если платить мало, то будут воровать обязательно, это точно. Как сказал мне один старый советский чиновник — «дешевый аппарат дорого обходится».
Вопрос в данном случае в том, зарплаты — это стимул к работе или средство установления социальной справедливости? И может ли это быть одновременно и тем, и другим? Потому что у нас это уже было в 20-е годы — был партмаксимум. Это система, по которой по закону государственные служащие и члены партии должны были получать зарплату равную зарплате рабочего. Если по окладу у них было больше (а такое было, потому что для специалистов вводили большие зарплаты), то разницу они должны были сдавать в партийную кассу. Это закончилось конвертами. Система конвертов возникла как ответ на партмаксимум.
Требовать от чиновника хорошей работы при малой зарплате — наивно. Зарплату надо приравнивать не к средней по региону, а к результату работы. Пусть получает много, но работает эффективно. Чиновники в западных странах и КНР получают больше, чем средний гражданин, но если что-то сделают не так, то в Китае их расстреляют, а в США пинками выгонят с работы. А у нас чиновник не получает так уж много, но он настолько уверен, что даже если ничего не будет делать, то его с работы не выгонят.
Пик постсоветского государственного аппарата — это период 2000—2008 года. Была введена целая система дополнительных бонусов для государственных служащих: президентские надбавки и прочее. Это было время, когда действительно, можете смеяться, коррупция резко пошла на спад. Не потому что ему платят столько, сколько он украдет (это невозможно, украдет все равно больше), но у него появляется «чего терять».
Идея (о привязке зарплаты чиновников к средней по стране — ред.) очень популистская, очень не проработанная. С чиновничьими доходами надо что-то делать, но должно быть построено не на механическом уменьшении зарплаты, а на связке между доходами чиновника и результатами его труда.
— Но у чиновников и пенсии значительно больше. При этом декларируется индексация на 6%, которая от 15 тысяч и от 60−80 существенно отличается. Получается и здесь вилка растет?
— Пенсии и зарплаты чиновников, депутатов рассчитываются от минимальных окладов, Именно поэтому он и растет постоянно. У чиновников пенсии больше, но не качественно, а вот у депутатов… Разрыв между чиновником и депутатом больше, чем между чиновником и гражданином. Если человек был два срока депутатом, то ему должны платить депутатскую пенсию, даже если он после это нигде и никогда не работал.
— Но если пенсии чиновников, депутатов будут привязаны к реальным жизненным пенсиям, может решения, которые они принимают, будут иными? Может, за пенсионную реформу единогласно голосовать не будут?
— Если уравняют, то конечно. Вопрос в том — а что дальше? Просто резко возрастет объем воровства, потому что на старость надо накопить.