Служба военной разведки Нидерландов не обнаружила ни один ЗРК «Бук», который мог быть способен сбить малайзийский Boeing (рейс МН17) на Украине в 2014, следует из документов, опубликованных журналистом и автором документального фильма об авиакатастрофе гражданином Нидерландов Максом Ван дер Верффом.
В своем анализе данных он выразил сомнение в тщательности проводимого расследования и удивлен тем, что эксперты располагают подробной информацией о позициях российских мобильных комплексов «Бук» (не размещенных на основных базах), в то время как большинство украинских «Буков» указаны на стационарных позициях на военных базах, хотя в то время уже проводилась «антитеррористическая операция» Киева в Донбассе и 12 июля 2014 года силы ПВО Украины были приведены в полную боевую готовность.
Новости партнеров
Расследование авиакатастрофы проводит Совместная следственная группа (ССГ) под руководством генпрокуратуры Нидерландов без участия РФ.
На своем сайте журналист выложил ряд ранее не обнародованных документов Совместной следственной группы (ССГ), среди которых — письмо от 21 сентября 2016 года отдела по юридическим вопросам Службы военной разведки Нидерландов (MIVD), адресованное государственной прокуратуре.
Согласно письму, MIVD проверила, могли ли комплексы «Бук» быть причастны к крушению MH17. В частности, в письме приводятся 11 точек, где в июне и июле 2014 года, когда произошла катастрофа, были расположены ЗРК «Бук» Украины (восемь локаций) и России (три локации). Согласно данным нидерландской разведки, все 11 комплексов находились на расстоянии не менее 66 километров от места крушения, а три идентифицированных российских комплекса находились на территории России.
«Исходя из приведенных в таблице данных, становится очевидным, что рейс MH17 пролетал вне досягаемости от всех украинских и российских точек, где были развернуты комплексы «Бук», — говорится в письме.
Кроме того, в документе, адресованном прокуратуре, отмечается, что «ввиду местоположения идентифицированных систем и скорости, с которой они могут быть перемещены…, маловероятно, что ракетный комплекс «Бук-М1″, принадлежащий украинским вооруженным силам, мог быть перемещен в такое время, чтобы рейс MH17 попал в зону его поражения».
В приведенном документе также говорится, что «MIVD изучил другие наземные системы противовоздушной обороны, присутствовавшие в регионе в июле 2014 года, и которые, с точки зрения оперативной развертываемости, технических характеристик и местоположения, могли сбить самолет MH17». Согласно документу, речь идет о ЗРК вооруженных сил Украины С-300ПС «Волхов М-6», а также системы С-300ПМ2 «Фаворит», находящейся на вооружении у РФ.
Относительно этих систем, журналист приводит следующую цитату из текста письма: «Все идентифицированные украинские С-300ПС «Волхов-М6» находились на расстоянии не менее 250 км от точки поражения МН17. Система С-300ПС «Волхов-М6» имеет максимальную дальность 75 км. На основании этого MIVD делает вывод, что система С-300ПС «Волхов-М6″ не использовалась для того, чтобы сбить MH17».
Новости партнеров
Далее в документе отмечается, что единственный идентифицированный комплекс, «имеющий достаточно широкий диапазон», чтобы сбить этот самолет, — две системы С-300ПМ2 «Фаворит» ВС РФ, расположенные недалеко от города Ростов-на-Дону.
«У MIVD есть информация (от партнеров), которая указала бы на использование РЛС управления огнем 36N85… для наведения и/или запуска ракеты класса «земля-воздух» из серии 48NS 17 июля 2014 г… Эти места находятся в непосредственной близости от крупных населенных пунктов, и запуск ракеты, скорее всего, привел бы к сообщениям в социальных сетях или других СМИ. MIVD ничего не известно о таких публикациях», — цитирует журналист текст письма.
Сам ван дер Верфф, анализируя данные, приведенные в письме, заключает, что «служба военной разведки и безопасности Нидерландов 21 сентября 2016 года (за одну неделю перед пресс-конференцией ССГ 28 сентября 2016 года) не получила никакой информации от того или иного надежного источника о том, что какой-либо российский комплекс «Бук-М1″ пересекал границу с Украиной в течение конфликта».
Автор статьи, которую он озаглавил «Проводилось ли расследование по MH17 должным образом?», выразил сомнения в тщательности расследования. По его словам, «поражает тот факт, что голландские военные располагают подробной информацией о позициях российских мобильных комплексов «Бук», (которые не размещены на основных базах), в то время как большинство украинских «Буков» указаны на их стационарных позициях на военных базах».
Он задается вопросом, «можно ли убедительно утверждать, что Украина держала почти все свои «Буки» на базах и ни разу во время «антитеррористической операции» (в Донбассе — ред.) не перемещала свои средства ПВО за пределы баз». «Насколько это вероятно, учитывая тот факт, что 12 июля 2014 года силы ПВО Украины были приведены в полную боевую готовность», — пишет он.
«Это возвращает нас к вопросу, который мы задали в начале этой статьи: проводилось ли расследование по MH17 должным образом…? Исходя из анализа, проведенного мной за эти годы, у меня появились сомнения, и содержание новой информации из этих четырех документов только усиливает мои сомнения», — заключил он.
Малайзийский Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в катастрофе ополченцев, но те заявили, что у них нет средств, которые позволили бы сбить самолет на такой высоте.
Совместная следственная группа (ССГ), которая под руководством генпрокуратуры Нидерландов без участия РФ проводит расследование обстоятельств крушения, позже представила промежуточные итоги. Следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», принадлежавшего 53-й зенитной ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Как заявлял заместитель генпрокурора России Николай Винниченко, российская сторона передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую о том, что ракета ЗРК «Бук», поразившая Boeing, принадлежала Украине, однако эта информация была следователями проигнорирована.
Новости партнеров
МИД РФ заявил, что обвинения ССГ в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не раз заявлял, что Россия категорически отвергает обвинения в причастности к крушению малайзийского Boeing.