На Дальнем Востоке опустели полки в магазинах продуктов, дефицит вызван не «неэффективной советской системой», которой вменяли все грехи в свое время, а прогрессивной, капиталистической, при которой Дальний Восток «подсел» на китайские продукты. Местные овощи теперь поднялись в цене на заоблачные высоты. Вообще же экономические последствия от коронавируса обсуждают экономисты по всему миру, это естественно, так как сейчас страдает мощная экономика Китая.
Доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов считает, что вирус этот прежде всего информационный и скрывает он, как дымовая завеса, политические изменения в самом Китае. А вся военизированность действа объясняется внутренней борьбой «фракции комсомольцев» против Си Цзиньпина. Конечно, на экономику мира «эпидемия» не может не повлиять, тем более на Россию, где из-за нее уже пустеют полки. Сможет ли справиться новое российское правительство с вызовом подобного толка, или «полетят короны» от информационной эпидемии?
Новости партнеров
– Хотели бы поговорить с вами об актуальной проблеме – коронавирус идет в Россию, и вот экономисты предполагают, что если эпидемия начнется у нас, то она серьезно ударит по всем социальным обещаниям Путина, по экономике – как вообще такие вещи, как массовое заболевание, связаны с экономикой и политикой в современном мире?
– С моей точки зрения, речь идет не о каком-то биологическом вирусе, а об информационных вирусах. На протяжении многих лет мы все чаще видим, что из мухи делают слона, и для того, чтобы провести такую операцию по надуванию мухи до размеров слона, используют СМИ. Я по поводу коронавируса консультировался с людьми – таких вирусов в мире много, и масштабы заболевания некоторых существенно выше, особенно в Африке, в некоторых азиатских странах. Почему-то средства массовой информации вообще не упоминали об этих эпидемиях или этих вспышках, ну или писали одной строчкой. А тут истерика началась.
По данным на 2 февраля количество умерших от коронавируса в самом Китае – немного более 300 человек. Количество выздоровевших, вылеченных составило даже больше – где-то 350 человек. Предполагалось, что инфицированы этим вирусом на 2 февраля были 14 тыс. человек. Для Китая это, в общем-то, гомеопатическая доза, с этой точки зрения, конечно, это просто очередная «дымовая завеса», которая вскрывает какие-то серьезные планы и операции, либо преследующая политические или финансово-экономические цели.
– И какие же?
– Сейчас китаисты, китаеведы склоняются к тому, что эта дымовая завеса преследует внутриполитические цели, хотя тут все достаточно тесно связано – внешнее и внутреннее – потому что Китай очень сильно интегрирован вообще в мировую экономику, международные отношения, поэтому тут бывает сложно провести грань, где внешнее, где внутреннее.
– Какие внутренние проблемы?
– Китаисты говорят, что где-то в феврале-марте должна была произойти смена руководства в Китае на ключевых партийных постах, но это не какая-то чрезвычайная смена, у них там каждые два года это происходит, и надо сказать, что последние годы генеральный секретарь ЦК КПК товарищ Си, он сейчас, конечно, существенно ограничивает возможность своих оппонентов. Там же за вывеской Коммунистической партии Китая, за вывеской коммунистов скрываются разные фракции. Вот фракция «комсомольцев» имеет прозападную ориентацию, и эта фракция прозападной ориентации должна была ослабить свои позиции в результате плановой смены руководителей где-то в марте. Возможно, «комсомольцы» решили нанести превентивный удар, в частности руководство в Ухане, откуда все это пошло – это «комсомольцы». Кстати, и премьер Китая Ли Кэцян – тоже из этой же самой когорты так называемых «комсомольцев». И они не исключали, что премьер тоже мог быть сменен, потому что товарищ Си не очень любит этого самого Кэцяна. Так что версия такая, что это попытка переворота, бунта, напоминает события 1989 года в Китае – Тяньаньмэнь.
Новости партнеров
– Вы приводите мнение китаистов, и они правда считают, что все настолько далеко зашло во внутрипартийной борьбе?
– Нюанс еще в том, что в Китае жесточайшая партийно-государственная дисциплина, руководители Ухани – а это город в 9 млн человек – приняли решение о проведении чрезвычайных мероприятий, установлении карантина, ограничении на выезд и въезд в одностороннем порядке, без согласования с руководителем Китая товарищем Си, он просто узнал об этом постфактум. Для Китая это вопиющий случай.
– А как ситуация сказывается на экономике?
– Безусловно, сегодня экономика Ухани и некоторых других провинций достаточно парализована, уже появляется нехватка продуктов, цены взметнулись, есть недовольства, уже студенты не учатся, а бродят по улицам в поисках применения своих сил, куда могут излить свои эмоции, создается такая нервозная ситуация, которая может во что-то вылиться. Я вам должен сказать, что в принципе эта фракция, которую мы называем «комсомольская» – прозападная, и они особенно не скрывали, что хотели бы сближаться с США. Есть даже такие оценки, что «комсомольцы» – это фактически «пятая колонна» Трампа в Китае.
В любом случае по Китаю будет нанесен серьезный удар – по экономике Китая и, конечно, это отразится на соотношении сил, прежде всего, соотношении сил США и Китая, но не в пользу Китая. Некоторые говорят, что падение китайской экономики может стать триггером для второй волны мирового финансового кризиса, много интересных сюжетов есть на этот счет.
Еще одна деталь – первая информация о вирусах появилась еще в декабре прошлого года, первая такая громкая публикация оказалась даже не в китайской прессе, а в американской 31 декабря в New York Times – первая серьезная публикация про коронавирус. Это уже настораживает. С другой стороны, в течение многих месяцев Китай готовился к торговому соглашению с США, американцы говорили, что подпишут это соглашение только в том случае, если китайцы приведут в порядок свой юань. И пять месяцев они, действительно, приводили в порядок юань, и курс его заметно пал.
– И все-таки о влиянии на Россию, на Дальнем Востоке опустели полки магазинов, а на оставшиеся продукты питания, на овощи, например, цены ужасно подскочили. А говорят, вот «у нас не «совок», дефицита никогда не будет», и вот внезапный удар и пустые полки. Может это на другие регионы перейти?
– Дальний Восток подсел на китайские потребительские товары, это очевидно, но, я думаю, ближе к Уралу эта зависимость слабеет. Дефицит продуктов, я думаю, не связан с тем, что помидоры могут переносить инфекцию коронавируса, это связано с тем, что там просто эти помидоры возят на автомобилях живые китайцы. А нынешний премьер сейчас дал команду перекрыть границу с Китаем, понятно, что эта команда не будет выполнена в полном объеме, в полной мере, потому что у нас нет людей, которые могут исполнять такую команду. У нас ведь и пограничники исчезли на границах, и таможенники только так, в качестве мебели, потому что существуют десятки разных маршрутов, которые идут в обход таможенных пунктов. Тем не менее все-таки, конечно, трудно говорить, насколько команда Мишустина будет исполнена.
Новости партнеров
Но раз полки уже пустые, цены взлетели, значит, все-таки, отчасти эта команда выполняется. И со стороны Китая введена аналогичная мера, дана команда, чтобы китайцы не покидали территорию своей страны, это жесткая рекомендация ВОЗ. Хотя коронавирус – не такой уж исключительный вирус, всей этой заразы хватает, а в Африке свирепствуют гораздо более серьезные эпидемии, но почему-то никто не обсуждает африканский вирус. Кто-то уже шутит по этому поводу, что коронавирус – вирус, который может снести с кого-то корону. Может, он направлен на то, чтобы снести корону с головы «китайского монарха», товарища Си, а если, мол, этот коронавирус захватит и Россию, то «корона» может слететь с товарища ВВП? Сейчас в Ухани идет отработка каких-то новых технологий подавления «оранжевых революций» и их проведения, и где – в крупнейшей стране мира?