Ветеран Ракетных войск стратегического назначения, член президиума «Офицеров России» Юрий Чмутин рассказал газете «Московский комсомолец», как устроена «ядерная кнопка» и возможен ли случайный пуск ракет.
В следующем году истечет срок действия договора между Россией и США о контроле за ракетами средней и меньшей дальности, СНВ-3. По словам военного, после этого ядерное оружие окажется за пределами правового пространства, что повысит риск его применения.
Новости партнеров
У всех стран — членов «ядерного клуба», крайне высокий уровень обеспечения безопасности, что исключает риск несанкционированных действий с атомным оружием, рассказал Чмутин. Он также добавил, что и стихийные бедствия не могут стать причиной «случайного» запуска ракет, так как в РВСН действует многоуровневая защита.
Военный исключил возможности хакерской атаки с целью запуска.
«Никто из посторонних не имеет доступа и не сможет подобрать ключ-шифр. <…> Команда у нас, ракетчиков, называется ключ-шифр. Это очень сложная система кодов», — пояснил он.
Чмутин рассказал, что решение нанести ядерный удар принимает президент России. Он отдает приказ главкому РВСН, а тот доводит его до подчиненных по автоматизированной системе боевого управления или через другие дублирующие системы.
Он подчеркнул, что в применении ядерного оружия важна оперативность.
«Чем больше будут снижаться временные параметры, тем оружие более эффективно», — объяснил военный.
Кроме того, Чмутин исключил возможность пуска ракеты одним военнослужащим, находящимся на дежурстве.
Новости партнеров
«Система управления предполагает четкое, строгое, централизованное выполнение приказов и команд по цепочке. Условно говоря, если не пройден один этап — на другой не перескочишь», — рассказал ветеран. Он добавил, что ракеты — это «коллективное» оружие.
Случайный пуск исключен даже на стратегических бомбардировщиках, так как система управления ядерным оружием одинакова, независимо от типа носителя, подчеркнул Чмутин.
Он добавил, что и учебные пуски ракет не могут стать причиной атомной войны, так как ядерные державы всегда предупреждают друг друга о них.
«Ядерная война не может начаться случайно, по ошибке. Фактор случайности здесь полностью отсутствует. Главное, чтобы политики, имеющие доступ к «кнопке», никогда не забывали о своей огромной личной ответственности», — заключил Юрий Чмутин.