Россияне, входящие в рейтинг 500 самых обеспеченных людей мира, за последние 4 года резко разбогатели. За это время их состояние увеличилось без малого на 53 миллиарда долларов. Об этом, в частности, сообщило агентство Bloomberg.
В число счастливчиков вошли, в частности, Владимир Потанин («Норникель»), Леонид Михельсон («Новатэк»), Вагит Алекперов («Лукойл»), а также Алексей Мордашов («Северсталь»), Роман Абрамович (Evraz), Виктор Вексельберг («Ренова») и ряд других олигархов, так или иначе связанных с энергетикой и металлургией.
Новости партнеров
Что же позволило российским миллиардерам так заметно разбогатеть, учитывая, что ситуация с антироссийскими санкциями не только не улучшается, но и, напротив, только продолжает накаляться? Это особенно интересно, если учесть, что финансовое положение подавляющего большинства населения страны за то же время претерпело, напротив, совершенно противоположные изменения.
Экономист Леонид Хазанов выделил ряд факторов, способствующих такому положению дел.
— Во-первых, — подчеркнул он, — не стоит забывать, что Мордашов, например, в этом году продал за 215 тысяч долларов входивший в «Северсталь» мини-завод в городе Балаково. Конечно, это для него невесть какие деньги, но тем не менее, в копилку они все равно входят. Что касается владельца «Норникеля» Потанина, то здесь ему на руку сыграла благоприятная конъюнктура на мировом рынке. Дело в том, что с января по сентябрь 2019 года цены на этот металл резко выросли, выше 17,9 тысячи долларов за тонну против 10 тысяч долларов за тонну ранее.
Во-вторых, нужно еще учесть, что в последнее время у наших металлургических магнатов очень неплохо шли продажи на внешних рынках. Прибыль, кстати, получилось довольно внушительной еще и потому, что у нас имели место колебания курса рубля. И эта неустойчивость национальной валюты в значительной степени поспособствовала конкурентоспособности российского экспорта.
— Вы упомянули нестабильность рубля. Как известно, курс соотношения валют управляется в «ручном режиме» нашими монетарными властями. Получается, что государство, удерживая рубль в слабой зоне, подыграло олигархам и сработало против населения, никакой выгоды ни от какого экспорта не получающего?
— В какой-то степени да. Например, на доходы миллиардеров повлияли скачки курса евро, когда в январе за него давали 76 рублей, потом в июле около 70,5, а потом в августе почти74 рубля. Потом давайте еще не скидывать со счетов, что доходы-то свои миллиардеры получают часто не напрямую не в России, а через иностранные офшоры. С учетом этого вполне понятно, почему их дела идут столь хорошо.
— А в перспективе на ближайший год можно предположить, что при таких раскладах прибыль российских миллиардеров продолжит увеличиваться?
Новости партнеров
— В принципе, так и будет. Потому что я допускаю в наступающем году рубль будут опускать, чтобы хоть как-то разогнать экономику. Но это только с одной стороны, потому что с другой — глобальный экономический кризис все же начинает проявляться. Если взять тот же рынок стали, то там сейчас идет довольно серьезное проседание. И есть опасение, что уже в следующем году он не только не вырастет, но и уйдет в минус процента на 2. А это довольно много, особенно если учесть, что Китай для поддержки своей экономики может нарастить объем экспорта, ведь в этой стране сосредоточены сталеплавильные мощности общим объемом свыше 1 миллиарда тонн.
Именно поэтому, кстати, Америка и другие страны пытаются отбиться от Китая введением всяких заградительных пошлин и различными расследованиями. Но если китайцам, по большому счету, все это «по барабану», то нашим производителям, которые могут попасть, как говорится, под раздачу за компанию, отнюдь не до смеха.
— Почему нашим металлургам будет не до смеха? Разве у нас сопоставимы с китайскими объемы мощностей?
— Объемы наших совокупных мощностей по производству металла несопоставимо меньше — всего лишь около 72−73 миллионов тонн. Кроме того, на металлургических заводах крайне напряженная ситуация. Например, серьезные проблемы сейчас на «Ростовском электрометаллургическом заводе», который практически банкрот. И если ему не удастся восстановиться, то для города Шахты Ростовской области, где он располагается, это может обернуться социальным взрывом, ведь без дохода останется фактически порядка 1 тысячи сотрудников. Прибавьте к этой цифре членов их семей, плюс еще контрагентов и поставщиков предприятия, которые останутся без заказов от него. Фактические пострадает куча народа только в одних Шахтах и окрестностях. А есть еще «АвтоВАЗ» с его ворохом проблем, «Ростсельмашу» тоже приходится непросто. И подобных им предприятий не мало.
Так еще и стагнация на внутреннем рынке никуда не делась. В этом году еще был хоть какой-то рост, потому что те же девелоперы, переходящие на эскроу-счета, старались закупить побольше металла. А в следующем году даже и такого роста не будет. Жилищный сектор стагнирует, в сегменте инфраструктуры никаких грандиозных проектов не намечается. В автопроме тот же КамАЗ уже планирует падение продаж на уровне 8%, что очень серьезно, учитывая, сколько металла требуется для производства грузовиков. В военно-промышленном комплексе тоже сейчас не все гладко, потому что гособоронзаказ будет сокращаться. Как ни крути, а в следующем году нашим металлургическим магнатам придется гораздо тяжелее, чем сейчас.
Впрочем, заверил аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, даже при таких раскладах олигархи все равно продолжат богатеть, чего нельзя сказать обо всех остальных россиянах.
— За минувший год у нас, благодаря усилиям Росстата, неожиданно обнаружился прирост доходов россиян на 0,1%. Ведомство пересчитало этот показатель, сочтя первоначальные входящие данные не совсем корректными и достаточно убедительно, на его же взгляд, обосновало этот символический, по сути дела, рост. Хотя опросы самих россиян показывают — о состоянии своих доходов они совсем другого мнения. Тем более что до этого в течение аж шести лет подряд доходы граждан стабильно падали.
Фатальным, конечно, такое падение в пределах 1,8−2,2% из года в год не назовешь, но, к сожалению, вся беда в том, что весь остальной развитый мир растет, а мы все буксуем и буксуем — либо не растем, либо вовсе падаем.
Новости партнеров
— Вроде бы Росстат обещает, что новые расчеты по итогам 2019 года также покажут рост доходов россиян. Правда, на все те же 0,1%-0,3%, но это ли не новая тенденция?
— Посмотрим. Но надо иметь в виду, что для развитых стран не характерна такая разница между ростом доходов богатых людей и остального населения. В развитых государствах в периоды кризисов богатеют не так быстро, как, например, в России. Существует, например, так называемый коэффициент Gini (Джини), позволяющий определить уровень социального расслоения. Так вот, сейчас в России он находится на уровне 0,44, то есть примерно на том же уровне, который был в Римской империи в период ее расцвета. Для сравнения стоит отметить, что во времена СССР коэффициент Gini составлял 0,25, лишь под конец 80-х годов прошлого века подскочив до 0,285. Кстати, примерно столько же сейчас коэффициент Gini составляет в Финляндии, Норвегии и Швеции.
— В 2020 году можно надеяться если не на коренной, то хотя бы на минимально позитивный перелом тренда с падением доходов россиян?
— Коренного перелома в 2020 году точно ждать неоткуда. Более того, в наступающем году инфляция по всем признакам обещает оказаться выше, чем в нынешнем. Трудно, конечно, прогнозировать, на целый год, но примерно до 5% может вырасти. Кроме того, мы продолжаем фатально отставать от всего мира по уровню производительности труда и по темпам роста ВВП. Все дело в том, что современная структура российской экономики элементарно не позволяет России наращивать ВВП больше 2% в год. Отдельные «выстрелы», конечно, возможны, но это не благодаря экономической системе, а благодаря стечению внешних обстоятельств вроде безумного подорожания нефти до 100 долларов за баррель.
Для наглядности — весь остальной мир развивает экономику темпами в среднем около 3,5% ВВП в год. Индия вообще показала прирост ВВП по прошлому году на уровне 5,8%, а Китай, при том, что рекордно низко уронил темпы развития за последние 30 лет, все равно выдал 6%. А мы топчемся, ожидая по итогам 2019 года роста ВВП чуть больше 1%. Впрочем, очень хочется надеяться, что в 2020 году наши доходы наконец-то перейдут от снижения хотя бы в стадию консолидации.