Почему перехватывать спутники легче, чем гиперзвуковые ракеты
Министерство обороны провело испытания в арктических условиях гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал», о чем два дня назад сообщил в ТАСС. Истребитель-перехватчик МиГ-31К, взлетев с авиабазы Оленегорск Мурманской области, произвел пуск ракеты по цели, расположенной на полигоне Пембой к северо-востоку от Воркуты. Скорость полета «Кинжала» достигла 10 М. Наземная цель была успешно поражена.
Расстояние, которое пролетела ракета, превышает 1000 км. При этом удаление от аэродрома Оленегорск, откуда поднялся самолет-носитель, до точки пуска ракеты — 300 км. Таким образом, дальность комплекса «Кинжал», который включает в себя и ракету Х-47М2, и самолет, превысила 1300 км. Учитывая, что боевой радиус действия МиГ-31 — 800 км, то дальность использования комплекса приближается к 2000 метрам.
Новости партнеров
Это не первое испытание ракеты после того, как она была поставлена на опытно-боевое дежурство в Южном военном округе в декабре 2017 года. А затем — с апреля 2018 года, перехватчики МиГ-31К, вооруженные «Кинжалами», начали регулярное патрулирование воздушного пространства над Черным и Каспийским морями. И в этот период также было произведено несколько испытаний ракеты с целью подтверждения ее технических характеристик, а также для обучения экипажей самолетов технике пусков. В частности, были подтверждены точностные характеристика «Кинжала» — круговое вероятное отклонение находится в районе 1−2 метров.
МиГ-31К — это модернизация прославленного истребителя-перехватчика, обладающего на нынешний момент самой высокой максимальной скоростью в мире среди серийных самолетов. Она достигает 3400 км/ч. С самолета были сняты все подкрыльевые держатели ракет. МиГ-31К переносит только одну ракету «Кинжал», крепящуюся под фюзеляжем.
На основании заявления Объединенной авиастроительной корпорации, публиковавшемуся в «Ведомостях», «Кинжал» является модификацией ракеты «Искандер» воздушного базирования. Разумеется, модификация существенно доработанная: с более мощным двигателем, увеличенным объемом твердого топлива, с повышенной теплозащитой. Существенный вклад в разгон ракеты до высокой сверхзвуковой скорости делает ее носитель — самый скоростной в мире самолет. Он запускает ее в верхних слоях атмосферы на высоте 15−20 км, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление.
Ракета является аэробаллистической. То есть она летит по баллистической траектории, но при этом постоянно маневрирует по курсу и тангажу. В сочетании с гиперзвуковой скоростью это делает невозможным перехват «Кинжала» ныне существующими и перспективными средствами противоракетной обороны.
Характеристики «Кинжала» минимально приоткрыты. Сообщено о скорости порядка 10−12 М и дальности ракеты, которая, отделившись от носителя, пролетает около 1000 километров. О боевой части судят по ракете «Искандера» 9М723, она 500-килограммовая. Но может быть и ядерной, мощностью до 50 килотонн.
Инерциальная система управления ракетой может корректироваться сигналом ГЛОНАСС или от самолета дальнего радиолокационного управления. На конечном участке траектории работает оптическая головка самонаведения.
Сейчас в Южном восточном округе находятся 10 «кинжальных» МиГ-31К, однако количество самолетов намереваются увеличить за счет привлечения к этому делу сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации Ту-22М3М.
Новости партнеров
На эту модификацию самолета, который модернизируется на базе уже существующих Ту-22М3, возлагаются очень большие надежды. Прежде всего, самолету возвращают штангу для дозаправки в воздухе, которую сняли в конце 80-х годов по договору с США о разоружении. И теперь это, действительно, будет дальний бомбардировщик. Также он оснащается новой окологиперзвуковой (скорость до 4,6 М) ракетой Х-32 повышенной дальности (1000 км) и помехоустойчивости. Ту-22М3М будет способен нести 3 такие ракеты, которые являются эффективным оружием для борьбы с авианесущими ударными группами.
Модернизируемый Ту-22М3М запланировано оснастить четырьмя «Кинжалами». Если ракеты Х-32 укрепляют на внешних держателях — две под крылом и одна под фюзеляжем, то с «Кинжалом» не все так однозначно, поскольку он почти на 4 метра короче Х-32. Возможно, паре ракет найдется место во внутреннем отсеке.
Намечается и еще один носитель — Су-57. Но, понятно, больше одной ракеты он не поднимет.
В связи с таким разнообразием носителей можно предположить, что наша промышленность намеревается развернуть крупносерийное производство «Кинжалов». Правда, о стоимости этой ракеты ничего не известно. Хватило бы денег.
Вполне понятно, что потенциальные «клиенты» «Кинжала» начали высказывать соображения о том, как с ним можно бороться. И уже прозвучали заявления, что противоядие против нашего «Кинжала» найдено.
Пишут, что израильский противоракетный комплекс «Хец-3» вполне способен перехватить ракету. Дискуссии на эту тему начались сразу после того, как «Хец-3» на учениях в США первой же противоракетой сбил запущенную с F-16 ракету Sparrow, развивающую скорость 4 М. По утверждениям компании-разработчика, комплекс способен перехватывать цели, перемещающиеся со скоростью 4,5 км/с или 12 М на высоте 100 км.
Даже если это так, то комплекс «Кинжалу» угрожать никак не может, потому что он работает только с баллистическими ракетами, перемещающимися строго по баллистической траектории, которая просчитывается компьютером. Противоракета направляется в ту точку траектории, где перехватываемая ракета окажется в расчетное время. Таким способом можно даже сбить спутник, что на практике доказали Китай и США.
И еще один момент. Поскольку перехват происходит на большой высоте, по сути, в космосе, то РЛС израильского комплекса видит ракету на очень большом удалении. То есть может успеть подготовиться к перехвату. Но «Кинжал» во время полета маневрирует, его положение на траектории рассчитать невозможно. К тому же он летит на гораздо меньших высотах.
Новости партнеров
Американское агентство по перспективным военным разработкам DARPA объявило о намерении создать в недалеком будущем перехватчик российской гиперзвуковой ракеты. Правда, до изготовления опытных образцов еще далеко. Речь идет о концепте, которому уже присвоили название — Glide Breaker.
Об идее Glide Breaker известно лишь то, что это будет «небольшой летательный аппарат кинетического типа». То есть он должен осуществлять перехват при помощи механического удара. В общем, DARPA объявило о намерении «сбить пулей маневрирующую пулю». Если идея перехватчика опирается только на обнародованные принципы действия, то этого явно маловато.
Разумеется, не существует такого оружия, от которого не смогли бы создать эффективные средства защиты. Например, самый высотный самолет-разведчик U-2 довольно долго свободно летал над территорией Советского Союза. Однако был создан ЗРК С-25, который смог с легкостью перехватывать американского шпиона.
Также порядка пяти лет сверхскоростной самолет-разведчик SR-71 «Черный дрозд» был ужасом для советской системы ПВО. Но вскоре появился перехватчик МиГ-25, а затем и МиГ-31, и в воздухе был достигнут паритет.
Так что и против «Кинжала» и других гиперзвуковых ракет в США рано или поздно найдут противоядие. Но вопрос заключается в том, когда это может случиться. С-25 и МиГ-25 разрабатывались параллельно с самолетами, которым они должны были противостоять. С некоторым, конечно, отставанием. Но, как видим, не столь значительным.
Что же касается отставания США в области гиперзвукового оружия, то оно очень значительное. «Кинжал» уже почти два года стоит на вооружении ВКС. В США же только сейчас начинают разворачиваться научные исследования. За ними должны начаться ОКР, которые завершатся созданием опытных образцов. Потом будут испытания, по результатам которых неизбежна коррекция конструкций. А затем разворачиваться серийное производство.
Эксперты считают, что отставание составляет минимум 10 лет. Понятно, что в это время российские конструкторы не будут сидеть, сложа руки. Появится что-то новое. И в США откроют новые НИР.