Чиновники правительства, несмотря на пухнущий бюджет, затеяли масштабную приватизацию, которую Россия не видела со времён залоговых аукционов в 1995 году. Программа на 2020-2022 годы предусматривает снижение доли государства в таких компаниях, как «Совкомфлот», «РусГидро», «Транснефть», «Россети», «Объединённая зерновая компания». И это далеко не всё…
«Парадокс, да и только», — негодуют эксперты. Государство тонет в деньгах, а чиновники затевают приватизацию. Профицит федерального бюджета вырос до трёх триллионов рублей. Золотовалютные резервы России составили 543 миллиарда долларов. Зачем продавать активы?
Новости партнеров
«Слава богу, у нас есть сейчас возможности привлечения ресурсов, — отметил заместитель председателя правительства Антон Силуанов, — мы не испытываем никаких проблем для финансирования дефицита бюджета, поэтому приватизация рассматривается исключительно как структурная мера. Сейчас приедем в Москву, это задача, на которую нам нужно будет обратить внимание, — по подготовке более амбициозной программы приватизации».
Эти слова вице-премьер произнёс в Вашингтоне в кулуарах встречи МВФ и Всемирного банка. Профессор Валентин Катасонов уверен: именно за океаном Антону Силуанову нашептали, что большая распродажа России необходима.
«Они даже не пытаются как-то рационально объяснить необходимость приватизации, потому что рациональных объяснений нет, — заявил председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова, профессор Валентин Катасонов. — Они используют идеологические клише Вашингтонского обкома партии, объясняя необходимость продажи стратегических для страны активов».
Специалисты говорят: российские чиновники собираются препарировать курицу, которая несёт золотые яйца. К продаже готовятся прибыльные активы, которые наполняют казну. Поток дивидендов, которые платят госкомпании в бюджет в этом году, практически удвоился. По состоянию на 1 октября речь идёт более чем о полутриллионе рублей.
Взять тот же «Совкомфлот», который стоит в плане приватизации на будущий год. Его чистая прибыль по МСФО за период с января по сентябрь составила $116,9 млн против убытка в размере $57,5 млн за аналогичный период прошлого года. «Совкомфлот» — это крупнейшая российская судоходная компания, одна из лучших в мире. Она участвует в обслуживании проектов «Сахалин — 1» и «Сахалин — 2», «Ямал СПГ», «Приразломное», «Новый Порт» и др. Это устойчивая и прибыльная компания, спрос на услуги которой растёт во всём мире.
«Мы останемся без флота, если произойдёт какая-то острая ситуация, — продолжает Валентин Катасонов. — «Совкомфлот» — это суда, которые в военное время могут и должны обслуживать военный флот, однако встанут ли они на защиту российских рубежей, если компания будет приватизирована и отдана иностранцам? Действия правительства по распродаже таких активов — это предательство чистой воды».
К приватизации готовят и «РусГидро» — одну из крупнейших российских генерирующих компаний, которой принадлежит более 400 объектов электроэнергетики. «РусГидро» отвечает за работу всей энергосистемы страны. Теперь же важнейший актив может уйти с молотка за бесценок. Эксперты уверены: чиновники правительства также могут реализовать «Аэрофлот», «Ростелеком», «Сбербанк» и другие важные для нашей страны активы.
Новости партнеров
«Приватизация позволила бы нам существенно улучшить ситуацию, — заявил глава «Сбербанка» Герман Греф. — В качестве частных акционеров банка могли бы выступить крупные инвестиционные фонды. С точки зрения развития банковского дела они могут лучше контролировать руководство компанией».
Никакого содержательного смысла с точки зрения российской экономики и российского общества в приватизации нет. Об этом заявил экономист Михаил Делягин.
«Давно доказано, что частная собственность эффективнее государственной только в части малого и среднего бизнеса, — отметил эксперт. — Для крупного бизнеса разница в эффективности отсутствует. Идея приватизации антиобщественная и антигосударственная. Она будет ещё одним этапом разрушения российской экономики, а скорее всего — прямым грабежом».
И главный вопрос, который задают специалисты: что будет делать министр финансов Антон Силуанов с деньгами от продажи госактивов — купит на них долларовые облигации или похоронит деньги на счетах в европейских банках? Можно с уверенностью сказать, что приватизационные деньги в реальный сектор не допустят. Если нужно, подключится Центробанк, и снова скажут, что это разгонит инфляцию.