Глава Минэнерго Украины Алексей Оржель резко отреагировал на предложение «Газпрома» продлить транзитный контракт или заключить новый со взаимным отказом от претензий.
«Давайте будем откровенны. Предложение, которое сейчас получено, — неприемлемо для Украины, учитывая то, что надо отказаться от арбитражей и подписать договор только на один год пользования нашей газотранспортной системой», — заявил он в эфире программы «Свобода слова» на канале ICTV.
Новости партнеров
Вместе с тем Оржель сказал, что сторонам нужно продолжать диалог.
«Если мы принимаем в определенной форме наши требования по арбитражу, если мы подписываем долгосрочный контракт, мы можем искать компромиссы. Я надеюсь, что на такой же компромисс может пойти и «Газпром», — добавил он.
Предложение «Газпрома»
Накануне «Газпром» направил Киеву официальное предложение о продлении действующих контрактов или заключении новых. Обязательными условиями названы:
— отказ обеих сторон от всех взаимных претензий в международном арбитраже и прекращение всех судебных разбирательств;
— отмена решения Антимонопольного комитета Украины о наложении на «Газпром» штрафа за «нарушение экономической конкуренции»;
— отзыв ходатайства «Нафтогаза Украины» об инициировании Европейской комиссией расследования против «Газпрома».
Новости партнеров
Кроме того, российская сторона ждет решения Киева относительно прямых закупок с 2020 года.
Транзит газа и судебные споры
Действующие контракты России и Украины на транзит и поставку голубого топлива истекают в конце нынешнего года. Москва, Киев и Еврокомиссия проводят трехсторонние консультации о продолжении поставок, но пока безрезультатно.
На последней встрече 27 октября представители России предложили пакетный вариант решения газовых проблем. В частности, речь шла об обнулении всех претензий и судебных разбирательств.
В Киеве к этому отнеслись критически. Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что рассматриваются разные схемы, но не обнуление.
В целом «Нафтогаз» оценивает свои претензии к «Газпрому» в 22 миллиарда долларов, которые сложились из решения Стокгольмского арбитража (почти три миллиарда), иска на 12 миллиардов и семи миллиардов штрафа, назначенного Антимонопольным комитетом Украины.