Преемнику президента тоже не придется напрягаться — нужно просто давать обещания
В 2012 году Путин наметил ясную и четкую цель — к 2020 году «создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест». Эта цель вошла в знаменитые «майские указы». И вот 2020 год на носу, а об этих 25 миллионах ничего не слышно.
Что же произошло? Путин с самого начала лукавил и ни о какой модернизации не помышлял, а 25 миллионов — это только предвыборные обещания? Или это чиновники просто саботировали указы президента?
Новости партнеров
На самом деле, это неважно. Госуправление в России устроено таким образом, что никакой президент и никакие чиновники ничего не смогут создать сами. Ни президент своей «неограниченной» властью, ни сам госаппарат не смогли ничего сделать для того, чтобы помочь создать эти рабочие места тем, кто мог бы это сделать, т.е. предприятиям.
Причина проста. Госуправлению не ведома эта функция — «как вам помочь?» в общении со своей страной. В него заложена только одна функция — «что бы вам еще запретить?».
Имея эту единственную функцию в своем распоряжении, как Путин и госаппарат смогут создать какие-то там рабочие места? Никак.
В модернизации нуждается прежде всего сам госаппарат! Если бы в 2012 году президент «вбил» в майские указы модернизацию самого госаппарата и в нем функция помощи была бы более обязательна, чем функция запрета, то тогда задача о создании 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест решалась бы на раз-два.
Раз. Государство объявляет программу помощи предприятиям, которые желают модернизировать свои рабочие места. Программа включает в себя освобождение от госпошлин на приобретение высокотехнологичного оборудования, которое не производится в стране. Также оказывается материальная помощь в приобретении — беспроцентные госкредиты, а для жизненно важных и приоритетных отраслей — частичная или полная оплата приобретаемого оборудования.
Два. Имеем столько модернизированных рабочих мест, сколько будет возможно в данной экономической ситуации. За 8 лет их могло получиться даже больше, чем 25 миллионов.
Почему больше? Да денег полно в казне, их просто некуда девать. Это признают даже не только эксперты, но и сами чиновники.
Новости партнеров
Вспомним, что в 30-е годы устраивали «голодоморы» только потому, что кроме зерна было нечего продавать за рубеж. Вырученные средства шли на модернизацию страны. А в 1945-м на правах победителя вывозил эшелонами из Германии технологическое оборудование опять же ради этой модернизации.
Сравните это с современной Россией, когда огромные средства государственных фондов направляются в США и ЕС, т.е. работают на их модернизацию. При том, что у самой России, как говорится, «зубы на полке».
В казне современной России денег вполне бы хватило на модернизацию. Но госаппарат даже не думает об этом. Потому, что это не является его работой. Его работа — запрещать. Вот в рамках своих обязанностей госаппарат запрещает и модернизацию. Модернизация запрещена заградительными пошлинами на технологическое оборудование. Из-за этих пошлин и государственных бюрократических препон оформления, цена оборудования в России в полтора-два раза выше, чем за рубежом. Какая может быть модернизация, какая конкуренция с развитыми странами? Вдумайтесь — госаппарат не только ничего не сделал для создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, он бездумно запрещает их создание тем, кто мог бы это сделать.
Кто же возьмется реформировать заскорузлый российский госаппарат? Сам Путин по своему характеру не реформатор и даже противник всяких реформ в экономике, он не раз это подчеркивал. Его кредо — «стабильность». И людей в свое окружение он подбирает с такими же установками, это естественно. Под этим крылом в рамках «стабильности» госаппарат вырос до неимоверных размеров. Соответственно, многократно усилилась и его единственная функция — запрещать.
В таких условиях каким может быть преемник Путина? Видимо, чтобы не промахнуться, он даже не будет целиться. Ему останется одно — просто раздавать пустые обещания. Как и его предшественнику.