Специалистам, участвовавшим в создании первой советской ядерной бомбы, в те времена в целях их безопасности было строжайше запрещено управлять автомобилями, говорится в приказе 1948 года, рассекреченном госкорпорацией «Росатом«.
«Росатом» публикует архивные материалы об истории отечественной атомной отрасли, 75-летие которой будет отмечаться в августе будущего года. На портале «История Росатома» в специальном разделе «Российской атомной отрасли — 75 лет» выложены факсимиле архивных документов, связанных со становлением и развитием ядерной индустрии СССР, в частности, с советским атомным проектом. Многие из этих документов ранее не публиковались.
Новости партнеров
В их числе – приказ начальника штаба советской атомной промышленности, Первого главного управления (ПГУ) при Совете министров СССР Бориса Ванникова от 18 сентября 1948 года о запрете всем специалистам «вне зависимости от их положения», занятым в атомном проекте, садиться за руль служебных автомобилей.
Приказ по ПГУ № 0350сс. 18 сентября 1948 / © Фото : «Росатом»
Кроме того, руководителям предприятий и организаций ПГУ приказ вменял «категорически запретить всем сотрудникам подведомственного им учреждения управления служебными автомашинами и принять меры, исключающие возможность передачи шоферами управления автомашиной сотрудникам вне зависимости от их положения и наличия у них прав на вождение машин».
За передачу управления машиной шоферам угрожали судом.
Безопасности создателей атомной бомбы в СССР уделялось очень большое внимание. Ключевым специалистам, в числе которых был Лев Арцимович, запрещалось летать самолетами, этим ученым выделили персональный пассажирский железнодорожный вагон. К ним также прикреплялась охрана из числа офицеров госбезопасности.
Повод для запрета
Основанием для приказа Ванникова стало принятое тремя днями ранее решение управляющего органа советского атомного проекта — Специального комитета при Совете министров, руководимого заместителем председателя правительства Лаврентием Берией. Тогда Спецкомитет на своем заседании рассмотрел два случая ДТП с участием выдающихся ученых, занятых в создании атомного оружия. Протокол того заседания был рассекречен и обнародован ранее.
Новости партнеров
В протоколе говорилось, что в результате нарушения работниками Лаборатории №2 Академии наук СССР Игорем Панасюком и Львом Арцимовичем правил дорожного движения произошли два ДТП.
«Научный сотрудник Лаборатории №2 товарищ Панасюк взял у шофера служебной машины управление автомашиной, не имея на то права. В результате произошла авария, при которой сам товарищ Панасюк получил тяжелое ранение», — говорилось в документе.
Кроме того, в протоколе сообщалось, что Арцимович также взялся управлять автомашиной, что привело к аварии, в результате которой сам ученый «не пострадал лишь случайно». Спецкомитет потребовал исключить возможность повторения подобных происшествий.
Лабораторией №2 называлась организация, возглавлявшаяся Игорем Курчатовым и отвечавшая за научное руководство атомным проектом. Сейчас это Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Игорь Панасюк (1917-1972) и Лев Арцимович (1909-1973) были одними из ближайших соратников Курчатова, вместе с ним до войны сделавшими выдающиеся открытия в ядерной физике. В ходе реализации атомного проекта Панасюк сыграл большую роль в строительстве и пуске первых советских ядерных реакторов, а Арцимович – в создании электромагнитных установок для обогащения урана, а также получения лития-6, необходимого для термоядерных зарядов.
Сын Игоря Панасюка, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Скобельцына МГУ Михаил Панасюк в беседе с РИА Новости открыл некоторые подробности ЧП 1948 года.
«Родители мне рассказывали, что это произошло на «Базе-10», — вспоминает он. «Базой-10» в то время в целях секретности называлось место расположения на Южном Урале комбината №817 — первого советского предприятия по производству оружейного плутония. Впоследствии «База-10» меняла название на Челябинск-40 и Челябинск-65, ныне город Озерск, а комбинат №817 сейчас — это «Производственное объединение «Маяк» «Росатома». Игорь Панасюк был научным руководителем первого советского реактора-наработчика плутония на заводе №817.
«Во время командировки они с водителем ехали на «Виллисе». За рулем был шофер. В дороге что-то случилось, вроде бы отказали тормоза, произошла авария. Отец сильно пострадал. Было расследование, виновником аварии признали водителя, но вопросов было много — как и почему это случилось», — рассказал Михаил Панасюк.