ГлавноеАналитикаТеррористы «Исламского государства» приблизились к границам России

Террористы «Исламского государства» приблизились к границам России

Опубликовано

Разгромленные в Сирии исламисты набрались сил в Афганистане и готовят экспансию в СНГ. О такой угрозе предупредил директор ФСБ Александр Бортников после нападения банды боевиков на погранзаставу «Ишхабад» в Таджикистане. Сложившаяся в регионе ситуация несет опасность для России, отмечают эксперты, и теперь Москве придется заниматься борьбой с терроризмом не только на Ближнем Востоке, но и в Центральной Азии.

В ночь на среду погранзастава «Ишхабад», расположенная всего в 60 километрах к западу от Душанбе на узбекской границе, подверглась нападению двух десятков вооруженных людей в масках. Об этом сообщил Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана, которому подчиняются погранвойска.

Новости партнеров

Поначалу боевики захватили у пограничников пять автоматов, но затем они сами попали в окружение и в большинстве своем были уничтожены. Из двух десятков в живых осталось только пятеро – и они пойманы. Со стороны таджикских силовиков двое убиты: пограничник и сотрудник МВД.

Позже в госкомитете сообщили, что в ходе допроса задержанные назвались боевиками «Исламского государства». По этой версии, боевики перешли таджикскую границу из уезда Калаи-Зол (Афганистан) еще 3 ноября в районе поселка Кубодиен. Они также сообщили, что планировали теракты в Таджикистане. Уже в четверг в МВД республики заявили, что все боевики были гражданами Таджикистана, причем среди злоумышленников были и женщины.

К слову, расстояние от Афганистана до заставы «Ишхабад» на границе с Узбекистаном составляет около 200 км (вдоль русла реки Кафирниган). Четыре автомобиля, на которых прибыли к заставе боевики, были с таджикскими номерами, но не исключено, что диверсанты захватили их по пути. На опубликованных властями снимках видно, что все автомобили сожжены.

Напомним, что в отличие от афганской, граница Таджикистана с Узбекистаном до сих пор считалась относительно спокойной. Лишь в 2012 году там случилась стычка, в которую вступили даже не боевики, а силовики двух стран. Тогда огонь открыли таджикские пограничники после выдворения с узбекской территории, на которую они перешли самовольно.

А сама граница между двумя странами составляет 1332 км. В 2009 году в силу вступил договор о делимитации и демаркации участка в 1240 км. Полтора года назад новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал со своим коллегой Эмомали Рахмоном новый договор о делимитации спорных участков, но некоторые из них таковыми остаются до сих пор. Любопытно также и то, что в Ташкенте сложившуюся ситуацию детально комментировать не стали, заявив лишь об изучении обстоятельств дела.

В то же время в Москве сразу несколько ведомств выразили крайнюю озабоченность случившимся. Так, директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов заявил, что проникающие в союзные государства Центральной Азии террористы представляют серьезную угрозу для России.

«К сожалению, этот случай показывает, что с этим злом и опасностью необходимо бороться. Причем профилактически, то есть заранее. Нам нельзя дожидаться, когда уже не 20 боевиков, а гораздо больше террористов будет проникать в союзные государства Центральной Азии. Это серьезная угроза для России. Но в первую очередь это угроза для наших центральноазиатских партнеров», – сказал дипломат.

Новости партнеров

А в четверг директор ФСБ Александр Бортников заявил, что в Афганистане растет террористическая активность подразделений «ИГ», объединенных в так называемый Вилаят Хорасан. «В тесной связи с ним действуют «Джамаат Ансаруллах» и «Исламское движение Восточного Туркестана». Их цель – создание плацдарма для экспансии на пространство СНГ», – пояснил Бортников.

По его словам, террористы осознают, что разгромлены на территории Сирии и Ирака, поэтому уводят оставшиеся силы за пределы Ближнего Востока. Причем члены семей исламистов, которые приезжают в Россию из южных регионов, часто выступают носителями экстремистской идеологии.

С Бортниковым согласился и востоковед Дмитрий Верхотуров, предположив, что данную вылазку совершили исламисты, которые вернулись в Таджикистан после боев в Сирии или Афганистане. По его словам, «возможно таким образом они решили о себе заявить». Впрочем, он не исключает, что это был налет контрабандистов, которые «что-то не поделили». Но и сами боевики ИГ могли заниматься обычной контрабандой, так как «одно другому не мешает».

В свою очередь директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что интересам России подобные атаки не угрожают. «Рассказы о «мягком подбрюшье России» – это сказки из 90-х. Сейчас в том же Таджикистане появился новый хозяин в лице Китая, он там шикарно себя чувствует. Потому пусть таджики и китайцы сами занимаются этими проблемами, лишь бы к нам наркотрафик не шел», – подчеркнул Багдасаров.

«Китай действительно в последнее время активно занялся проблемой безопасности в Таджикистане, – сказал директор Аналитического центра МГИМО, доктор политических наук Андрей Казанцев. – Если Пекин решит вмешаться в ситуацию в Таджикистане, это будет первое в истории применение китайских войск за границами Поднебесной. Долгое время китайская армия вообще не могла участвовать в операциях за границей по законам страны. Недавно запрет отменили, но пока такой практики все равно нет».

Потому такой сценарий крайне маловероятен, добавил Казанцев. Дело в том, что в ШОС действует неформальное распределение обязанностей: Пекин больше занимается экономикой, а Москва – обеспечивает безопасность.

«Зачем Китаю тратить свои силы там, где Россия говорит, что она это сделает?» – риторически спросил эксперт.

При этом он напомнил, что в Таджикистане сейчас собрался очень сложный конгломерат террористических группировок. Это и беженцы из Центральной Азии – Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, и уйгуры из Китая, и бывшие жители российского Северного Кавказа. «Причем это настоящие международные террористы. Часть из них воевала на Ближнем Востоке и связана с ИГ. Другая часть – сначала в Афганистане, потом на северо-западе Пакистана, поэтому они, скорее, связаны с «Аль-Каидой», – отметил Казанцев.

Новости партнеров

По его словам, в истории уже был момент, когда террористы из этого региона были вытеснены на северо-запад Пакистана. Потом фокус террористической деятельности на несколько лет сместился на Ближний Восток. Но сейчас ИГ в Сирии разгромлено, а из Пакистана террористов вытеснили местные войска.

В то же время в Афганистане, наоборот, нарастает дестабилизация, и местные террористические группировки готовятся к тому, что после ухода американских войск из этой страны там начнется хаос. В такой ситуации значение российской 201-й военной базы, дислоцированной на территории Таджикистана, вновь возрастает.

«Исторически сложилось, что российские войска приняли непосредственное участие в окончании гражданской войны в Таджикистане. Затем российские войска защищали границу Таджикистана с Афганистаном. Это было актуально в конце 90-х годов, когда там не было американских войск. Потом был период, когда угроза ослабла из-за действий США, но сейчас все возвращается к прежней ситуации», – подчеркнул эксперт.

«И на сегодняшний день, в принципе, Россия вместе с Таджикистаном может справиться с угрозой терроризма в регионе. Но этим вопросом придется заниматься так же серьезно, как и борьбой с исламизмом и терроризмом в Сирии», – резюмировал Казанцев.

vz.ru





«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин...

Юрий Котенок: «Орешник» — отличный замполит

Первая серия "Орешника" впечатлила и для зрителя была, конечно, увлекательной — огненный дождь с неба даже для укров стал чем-то вроде кино. Но за...

Заявление Владимира Путина о ситуации в зоне СВО

Владимир Путин выступил с заявлением об обстановке в зоне спецоперации. "Хочу проинформировать личный состав Вооруженных сил России, граждан нашей страны, наших друзей во всем мире,...

Читайте также

Внешнюю политику Трамп будет использовать для борьбы с главным врагом — внутренним

Анализ прошедших 10 дней с момента избрания президента США показывает, что первая пиар-атака команды...

В отместку за ATACMS мы можем расширить зону СВО и на территорию США

Россия в состоянии нанести Западу убийственный для него ущерб обычными вооружениями, пока не пущенными...

Трамп применит против Китая излюбленную тактику

Американские СМИ пишут, что администрация Дональда Трампа будет иметь антикитайский характер. Команду будущего президента...