Ожидается, что уже на этой неделе в Госдуму будет внесён законопроект о новой накопительной пенсионной системе. Накануне стали известны её параметры. Что такое ГПП? Станет ли очередная реформа отправной точкой к отмене страховых пенсий? Как в старости не остаться без средств к существованию?
ГПП (гарантированный пенсионный план) — это механизм, который позволит будущим пенсионерам откладывать на пенсию самостоятельно. Пенсионные накопления будут храниться в НПФ (Негосударственных пенсионных фондах) и страховаться государством, но в сумме, не превышающей 1 миллион 400 тысяч рублей. При этом главный тезис, которым нас пытаются умаслить, — это добровольность отчислений. Хочешь — копи на пенсию, не хочешь — не копи. Никто не заставляет. Впрочем, граждане России усмотрели в этом жесте доброй воли элементы принуждения.
Новости партнеров
«Я думаю, что дело идёт к тому, что фактически этой пенсией, которую мы сами должны для себя накопить, они хотят заменить государственные пенсии, — рассуждает житель Чувашии Лариса Сурнаева. — Потом скажут: мы же вам предлагали самим копить, что же вы не копили? А вот теперь не плачьте и пеняйте на себя. Я думаю, что дело идёт к этому. Как бы они это ни называли: ИПК, ГПП… План у них один: избавиться от населения, то есть сбросить с себя все так называемые социальные обязательства и умыть руки».
Опасение жительницы Чувашии разделяет руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. Он заявил: сперва правительство России провернёт не одну пенсионную реформу, а затем отменит страховые пенсии вовсе.
«По сути, эти меры направлены на то, чтобы пенсионную систему ликвидировать, — заявил эксперт. — Нам говорят: пенсия — это личное дело каждого. Это не дело государства. Это дело ваших отчислений. Если вы делали отчисления, значит, вы имеете право на пенсию. Не делали отчисления — государство вам ничего не даст. Почему вы вообще должны получать какую-то пенсию в этой стране? Вы кто здесь такие? Граждане? Но граждане у нас ничего не решают».
Легко сказать: «Копи!», трудно сделать. ГПП, анонсированная правительством, рассчитана на тех, кто хорошо зарабатывает. Хорошо — понятие относительное, но в нашей стране это около 60-80 тысяч рублей на одного члена семьи. У нас же у большей части населения зарплата 15 тысяч.
Те, у кого нет денег на одежду, могут копить себе на пенсию самостоятельно? Если их заставят отчислять 6% от зарплаты, произойдёт мощный социальный взрыв. В том, что в России целесообразно вводить накопительную часть, усомнилась и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Практика увеличения пенсии за счёт личных сбережений — довольно распространённое явление в мире, однако в России целесообразность её введения находится под большим вопросом. На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», — отметила спикер верхней палаты Федерального Собрания.
Новости партнеров
Предположим, что человеку, у которого зарплата составляет 15 тысяч рублей, всё же удастся выкраивать ежемесячно 6% на пенсию. Сколько он накопит? Может, хоть к моменту выхода на заслуженную старость миллионером станет? Как бы не так. Если предположить, что человек откладывает себе на старость 30 лет, то месячная прибавка, разделённая на период дожития (в среднем 15 лет), составит 1800 рублей. Это при условии, что деньги в НПФ не будут съедены инфляцией.
Из этих элементарных расчётов можно сделать вывод, что будущие пенсионеры, получающие доход ниже 60-80 тысяч рублей в месяц, не являются бенефициарами новой системы ГПП. А кто тогда является?
«В выигрыше от введения новой накопительной системы будут не пенсионеры, а собиратели средств — Негосударственные Пенсионные Фонды, — объяснил Василий Колташов. — В их распоряжении окажутся деньги из ниоткуда и ни за что, по большому счёту. Скорее всего, за них даже как-то страшно отчитываться не придётся, учитывая, что нам ещё предстоит пережить не одну и не две пенсионных реформы».
Василий Колташов уверен: гарантированный пенсионный план — провальная система. Бедные всё равно откладывать себе на старость не смогут, а состоятельные граждане выберут другие механизмы накопления: банковские депозиты, ОФЗ, паи, акции, облигации, деривативы… Люди скорее в банку деньги положат или под подушку, но никак не доверят государству.
Откуда взяться доверию? Индексацию выплат работающим пенсионерам отменили, пенсионный возраст повысили, накопительную часть заморозили аж до 2022 года.
Причём последний законопроект о заморозке удалось протащить недавно — в середине октября. Сделали это филигранно. Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции «Единая Россия» Ольга Павлова бодренько сказала коллегам: документ носит технический характер, давайте принимать.
«Законопроект носит технический характер, и необходимость его принятия связана с особенностью формирования федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда в РФ на трёхлетний бюджетный цикл. В соответствии с представленным законопроектом, до 2022 года размер индивидуальной части тарифа страхового взноса не изменится. Это означает, что доходы бюджета пенсионного фонда РФ, по предварительной оценке, увеличатся на сумму более 634 миллиардов рублей», — отрапортовала с трибуны Ольга Павлова.
Новости партнеров
Если документ носит технический характер, откуда в бюджете ПФР вдруг взялись дополнительно 634 миллиарда? Это деньги, которые должны были пойти в накопительную часть пенсий граждан. Но они теперь туда не пойдут, а останутся в Пенсионном фонде. Их недополучат граждане. Впрочем, сами люди за пенсионными перипетиями уже не следят и на выплаты по старости в большинстве случаев не рассчитывают.
«Вот у меня из 15-16 пацанов было в классе, уже семерых нет в живых, — рассказал житель Нижегородской области, фермер Андрей Меньшиков. — Ребята, мне 50. До пенсии ещё 15 лет. Что-то я не думаю, что мы все дотянем. Дай Бог, конечно, нам всем здоровья, но вряд ли. Смотрю на своих одноклассников, с которыми встречаюсь, не-не-не, ребята, не все до пенсии дотянут. Я пенсии не жду. Пока руки-ноги целы, есть возможность заработать столько, чтобы в пенсии я не нуждался. Не смогу я через два, три, пять лет заниматься сельским хозяйством, брошу это всё, найму кого-нибудь или ещё что-то придумаю: продам дом, продам коров, вложу деньги в такую недвижимость, что хрен сдвинешь, но на пенсию вообще никак не рассчитываю».
Откуда взяться вере в сытую старость? Сначала власти замораживают накопления, а потом тут же говорят: мы тут новую накопительную систему придумали, несите ваши денежки. И, мало того, не утихают разговоры о второй волне повышения пенсионного возраста.
Так, например, доктор медицинских наук, телеведущая Елена Малышева не знает о том, что у Андрея Меньшикова из Нижегородской области половина одноклассников отошла в мир иной. По её мнению, люди живут и здравствуют до 90, а то и 100 лет. А значит, что нужно сделать? Правильно, повысить пенсионный возраст.
«Продолжительность жизни людей увеличилась на 30-40 лет. И сегодня, когда в 55 лет женщина выходит на пенсию, совершенно очевидно, что ещё 30-40 лет она проживёт, не работая, и с этим что-то надо делать. С моей точки зрения, нужно немедленно продлить пенсионный возраст до 67 лет так, как это сделано во всех цивилизованных странах».
Многие эксперты полагают, что второй волны пенсионного возраста не избежать. Всё потому что первая никакого эффекта «вау» не произвела. Бюджет ПФР как был дефицитным, так и остаётся (118 миллиардов разрыв по состоянию на I полугодие 2019-го). Зато федеральный бюджет пухнет от ликвидности: профицит приближается к трём триллионам. Но чиновники расставаться с богатствами не хотят, а вместо этого доят беднеющее население. Но если нет желания транжирить казённые деньги, есть другие варианты. Например, можно сделать плоскую шкалу пенсионных отчислений.
В России сложилась парадоксальная ситуация, при которой богатые в процентном отношении к доходу отчисляют в Пенсионный Фонд меньше денег, чем бедные. До 1,1 млн ставка отчислений 22%, а свыше этой суммы — 10%. Можно убрать порог и за счёт вырученных средств закрыть дыру в ПФР. Но нет, им же самим придётся больше платить. Тем, кто законы придумывает, и тем, кто принимает. Ой, как не хочется! Понятно. Но тогда не стоит рассчитывать, что Андрей Меньшиков из Нижегородской области и Лариса Сурнаева из Чувашии и ещё миллионы сограждан кинутся добровольно отчислять 6% от зарплаты в НПФ, надёжность которых — ещё один большой вопрос.