F-35 не может скрыться от «Струны-1»
Сама концепция самолетов-невидимок разрабатывалась в США именно для достижения превосходства в воздухе и скрытном проникновении на территорию противника для нанесения внезапных ударов. Считалось, что только американцы обладают такими технологиями, а значит, обеспечили себе господство. Сейчас технологиями стелс обладают Россия и Китай, а самолеты США не такие уж невидимые и «светятся» на экранах радаров. Однако концепция сохранилась — деньги потрачены, да и имидж «всепроникающей» силы американской армии нужно поддерживать, в том числе рекламировать свой истребитель пятого поколения F-35.
Еще в марте 2019 года СМИ цитировали слова начальника штаба ВВС США Дэвида Голдфайна, который рассказал как будет действовать американская армия на чужой территории. По мнению генерала, военнослужащие тайно проникнут в бреши в обороне противника, «как через дырки в швейцарском сыре». При этом «всепроникающую» роль в этом плане будет играть самый современный американский истребитель F-35. «Если Китай или Россия, или другой противник на земном шаре когда-либо увидит F-35 в своем воздушном пространстве, это будет означать два слова — „мы здесь“. Не „я здесь“, поскольку, если он увидит F-35, что маловероятно, тот никогда не станет действовать в одиночку, но будет проникающей частью объединенных сил», — высказался генерал. Поставив таким образом под сомнение эффективность всей системы ПВО России. К слову, сам Голдфайн на своем F-16 был сбит в мае 1999 года в небе Сербии ракетой ЗРК-75 советского еще производства.
Новости партнеров
Сейчас слова генерала в какой-то степени опровергает американское издание The National Interest, которое, в своем военном обозрении, сообщает, что у России все-таки есть «одна возможность» для обнаружения и уничтожения малозаметных F-22 и F-35. Одним из самых инновационных решений называется бистатическая радиолокационная станция «Струна-1» (известная в экспортном исполнении как «Барьер-Е»). The National Interest уже не первый раз расхваливает достоинства этой российской РЛС, которая была разработана еще в 1999 году и сейчас, как предполагается, находится на боевом дежурстве в системе ПВО Москвы.
Говоря о достоинствах «Струны-1» издание отмечает, что ее особенность является именно бистатическая РЛС. Это значит, что передатчик и приемник у нее расположены в разных точках, в то время как у обычной радиолокационной станции они находятся в одном месте. Обычные радары ограничены спецификой распространения радиоволн. По мере удаления цели радара от источника передачи сила сигнала РЛС ослабевает с законом обратных квадратов. В обычном радаре это приводит к тому, что принятый сигнал в четыре в четыре раза слабее излученного. Технологии стелс работают в силу того, что на расстоянии самолет ослабляет отраженный сигнал, рассеивая и поглощая его при помощи специальных поглощающих материалов.
Американские авторы утверждают, что в «Струне-1» данная проблема решена за счет разнесения приемника и передатчика на определенное расстояние. Из-за этого на приемник поступает более мощный отраженный сигнал по сравнению с обычной РЛС, так как он ослабевает в соответствии с законом обратных квадратов, а не обратной четвертой силы. «Таким образом, РЛС становится более чувствительной, поскольку она по сути дела является радиолокационной ловушкой», — констатирует The National Interest.
Согласно российским источникам, такой принцип работы почти в три раза увеличивает эффективную площадь рассеивания цели и позволяет игнорировать антирадарные покрытия, которые рассеивают радиоволны. Это позволяет засекать не только самолеты-невидимки, но и другие цели — крылатые ракеты, дельтапланы и даже воздушные зонды. Зона покрытия контролируемого участка одной РЛС «Струна-1» теоретически может быть участок с периметром до 500 километров.
При всей своей эффективности «Струна-1» не является, как считают американцы, единственной в системе противовоздушной обороны. На обнаружение невидимок нацелены и другие российские РЛС, тем более, что у «Струны-1» покрытие одной «радарной ловушкой» составляет площадь лишь в 160 на 20 километров и обнаруживает радар цели на высоте до 7 тысяч метров. Соответственно, для создания эффектной обороны он должен использоваться вместе с другими, имеющими большую дальность обнаружения, системами. Например, загоризонтными РЛС, как «Контейнер», «Телец», «Волна», которые работают на дифракционном принципе — испускаемые ими сигналы способны огибать препятствия, как в прямом так, и обратном направлении.
Активно используются в ВКС России и новые мобильные радиолокационные комплексы «Небо-М», созданные для обнаружения самолетов, вертолетов и баллистических ракет на средних и больших высотах, в том числе и летательные аппараты, построенные по технологии стелс. Один из них разместили в 2015 году в Крыму, откуда просматривает небо в радиусе 400 километров. Сегодня численность РЛС «Небо-М» достигло в ВКС десяти комплексов. Это помимо не менее совершенных станций «Небо-У», а также стоящих на вооружении Сухопутных войск «Небо-СВУ». Особых различий по техническим характеристикам у этих радиолокационных станций семейства метрового диапазона волн практически нет. В варианте ПВО антенная система сложнее, соответственно увеличено время монтажа и демонтажа, возможностей у станции больше. В варианте для Сухопутных войск антенная система упрощена для повышения мобильности. А вот общая схожесть — это высокое качество в определении трех координат целей.
Опять же российские зенитные ракетные системы С-400 имеют свои собственные радарные системы, способные обнаруживать воздушные цели на дальности до 600 километров. Комплекс имеет в наличии радар раннего обнаружения 91Н6Е и всевысотный обнаружитель 96Л6Е. Если взять истребитель пятого поколения Су-57, то на нем установлен микроволновый фотонный (квантовый) радар, который не восприимчив к электронным помехам и позволяет без особого труда обнаружить и поразить самолет-невидимку, тот же американский F-35. Особенность этого радара заключается в компактности, легком весе и большом радиусе действий. Он напрямую отображает силуэт самолета с разрешением в несколько раз выше, чем у обычного радара.