Киев не намерен в обозримом будущем восстанавливать прямое авиасообщение с Москвой, но железнодорожное сообщение не прервет. Об этом заявил в опубликованном в пятницу интервью изданию «Европейская правда» министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
«Пока эта страна [Россия] остается страной-агрессором, мы в состоянии войны и не хочется повторений МН17 [крушения малайзийского авиалайнера в Донбассе, в котором Киев бездоказательно обвиняет Россию; международное расследование авиакатастрофы не завершено]. Это просто опасно для Украины. Мне кажется, надо иметь какой-то суицидальный настрой, чтобы предложить восстановление этого авиасообщения», — сказал он. По мнению Криклия, с учетом политики, которую Россия ведет в отношении Украины, «о прямом авиасообщении с [Россией] нельзя говорить вообще».
Новости партнеров
В то же время, как подчеркнул министр, железнодорожное сообщение с РФ Украина прерывать не будет. «Это вопрос другого характера. Если говорить с политической точки зрения, то, конечно, можно было бы [железнодорожное сообщение] опять-таки заблокировать. Озвучу некоторые цифры. Например, за восемь месяцев 2019-го перевезено 7,7 млн тонн грузов, направлявшихся транзитом, а оплата за проезд составляла 3,5 млрд гривен (более $145 млн)», — сообщил Криклий.
«Вы же знаете, что в сфере пассажирских перевозок эти рейсы [в Россию] — одни из немногих, которые являются прибыльными <…> Мы просто создадим, наверное, дополнительные препятствия для граждан, которые все равно вынуждены ездить туда по разным причинам. Так они будут ездить через Белоруссию. Мы и так для экономики Белоруссии уже хорошие условия создали», — отметил министр инфраструктуры. Он добавил, что блокирование украинской стороной транзитных перевозок грузов в Россию вступило бы в противоречие с действующими нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
В июле 2019 года пресс-служба «Укржелдороги» сообщила, что за пять месяцев пассажирский поезд №5/6 сообщением Киев — Москва принес компании прибыль в размере 117,7 млн гривен ($4,5 млн) — больше, чем поезда на пяти самых прибыльных внутренних направлениях вместе взятые.
История запрета перелетов
«Воздушные трения» Киева с Москвой начались с требований Украины оплачивать штрафы за якобы незаконные полеты российских авиакомпаний в Крым, воссоединившийся с РФ по итогам референдума в марте 2014 года. Затем, в сентябре 2015 года, Киев объявил о введении санкций в отношении более 20 российских авиакомпаний. По словам бывшего тогда премьер-министром Украины Арсения Яценюка, это было сделано из-за их полетов в Крым, что якобы является нарушением воздушного пространства Украины.
Россия вынуждена была заявить о введении ответных мер в отношении украинских авиакомпаний. Через несколько дней все тот же Яценюк выступил с заявлением о полном запрете полетов российских авиакомпаний на Украину и их транзитных перелетов, «если они содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу». Министерство инфраструктуры страны сразу объявило о полном прекращении регулярного воздушного сообщения с Россией с 25 октября 2015 года.
В качестве ответного шага Росавиация запретила всем украинским авиакомпаниям летать в Россию. Из Москвы в Киев и обратно самолетом теперь можно долететь только транзитом через третьи страны.