Атака дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии оборачивается на деле атакой дронов на весь мировой порядок
В идеализированной картинке для масс (которая, кстати, уже начинает формироваться) события в ночь с 13 на 14 сентября 2019 года будут выглядеть примерно так: простой неграмотный повстанец в тапочках-сланцах раздобывает где-то беспилотные летательные аппараты, нагружает их ручными гранатами – и уничтожает в результате одну из несущих конструкций мировой экономики. А именно – нефтяную промышленность одной из главных нефтедобывающих стран планеты.
Не только дроны и не только повстанцы
Новости партнеров
Кстати, если уж на то пошло, то первыми в формировании облика новой войны поучаствовали боевики запрещённой в России террористической организации «Джабхат ан-Нусра», она же «Хайят Тахрир аш-Шам». Они в оккупированной ими сирийской провинции Идлиб сварганили в кустарных условиях действительно почти что «палки с крыльями», подвесили на них гранаты и отправили в атаку на русскую авиабазу Хмеймим.
Правда, навигационное оборудование и двигатели для тех дронов были сделаны явно в одной из высокотехнологичных стран. Читай – в Америке или Израиле. Но всемирного шока тогда не случилось по двум причинам: во-первых, их все сбили (а часть перехватили и посадили) русские средства ПВО, а во-вторых, перед беспилотниками лежала всё-таки военная цель, никак не критичная для мировой экономики.
Не всё с образом повстанца в тапках вяжется и в данном случае. Среди обломков на саудовских заводах найдены остатки хвостового оперения баллистических ракет средней дальности «Скад» (Scud), в далёкой невинной юности – Р-17. Хотя, скорее всего, это остатки иранских ракет «Шахаб» – тоже, впрочем, через северокорейское посредство восходящие к советским изделиям Макеевского ОКБ в городе Миассе.
Могли «Шахабы» оказаться в руках йеменских повстанцев? Вне всякого сомнения! Иран даже сегодня заявляет, что «йеменский народ имеет право на самооборону», и ракеты свои хуситам поставлял хоть и тайно, но уверенно. Да и по целям в Саудовской Аравии те ракеты уже стреляли, например, по центральной королевской авиабазе и по международному аэропорту близ Эр-Рияда.
Но в данном случае специалистов поразила высочайшая точность удара. «Скады», как и «Шахабы», – изделие далеко не новое (Р-17 зачаты были ещё в конце 1950-х годов). Так что с точностью у них – не очень. А тут купола нефтеперерабатывающих заводов будто гигантским шприцем проткнуты! И удары нанесены именно по критическим точкам, где пожары потушить долго не удаётся, а разрушенное восстановить, по оценкам экспертов, удастся разве что спустя недели. Если не месяцы.
Не вяжется с образом босого моджахеда, запускающего по саудитам палку с крыльями, не правда ли?
А с чем вяжется?
Новости партнеров
Да, что именно обеспечило такую точность прицеливания и наводки? Не будем исключать того, что ракеты запустили… хуситы с персидским языком в качестве родного. Среди Стражей иранской революции немало специалистов по ракетному делу. И даже присутствие их в отрядах обороняющихся от внешней интервенции йеменцев не назовёшь незаконным. Но!
А как были запущены беспилотные дроны, которых было использовано по меньшей мере десяток? И это должны были быть не слишком большие аппараты – иначе их засекли бы задолго до подлёта к саудовским НПЗ. То есть – летящие на близкие дистанции.
С одной стороны, да, тут раздолье для саудовской контрразведки, тем паче что восточные районы Саудовского королевства населены как раз шиитами, и королевство подавляет их с восточной суровостью. Но с другой стороны, получается, что у шиитских подпольщиков есть оружие, способное разворотить несущие экономические конструкции не последнего в мире государства. А раз так, то повстанцы в йеменских горах с их «Шахабами» оказываются участниками сложной комбинированной операции, где главная роль принадлежит не им, а вообще неизвестным лицам, обладающими высокоточными дронами – как минимум разведывательно-наводящими. Но и ударными, как видим, тоже.
Что же это за оружие такое в руках подпольных борцов?
Точность ударов – вот ключ. Она обеспечена явно не спутниками. Во-первых, у Ирана нет своей системы глобального позиционирования. Во-вторых, у него нет соответствующих спутников. Нацеливание обеспечило что-то наземное. Или… воздушное.
В этой связи сразу же вспоминается буквально на днях прошедшая в известном американском издании Defense News информация о том, что к выходу на рынок вооружений готов разведывательный комплекс на базе компактной наземной станции, управляющей миниатюрными БПЛА PD-100 «Чёрный шершень» (Black Hornet).
Хорошая штука, разработанная норвежской компанией Prox Dynamics, в составе которой четыре дрона размером в 10 см (ротор – 12 см) и весом менее 18 г, способных, тем не менее, двигаться со скоростью до 20 км/ч на радиус до 2 км. Разумеется, чудес ударного характера от такого «шершня» никто не ждёт, но его три микрокамеры дают весьма хорошее изображение, которое помогает войскам на поле боя выполнять разведку, наблюдение и вообще обеспечивает ситуационную осведомлённость на поле боя. При этом вся система умещается в кармане солдата. Запуск дрона занимает меньше минуты.
Кстати, комплекс уже проходил боевую проверку в Афганистане, где служил разведке Великобритании (которая уже заказала 160 комплектов для своих вооружённых сил).
Новости партнеров
А теперь давайте просто предположим, что подобное устройство находится не в кармане солдата, а в кармане простого бедуина. Или простого шиитского торговца. Или…
В общем любого, кто способен в заданное время поднести к уху трубку телефона, получить команду и отправить в воздух с ладошки аппарат, нацеливающий на нужный объект ударные БПЛА и ракеты. Ладно хуситы – они законно уничтожили законную цель на земле оккупанта. А если это – террористы?
Отсюда и шок
Да, именно отсюда, из этого далеко уже не гипотетического предположения – основная причина для испытанного человечеством шока. Хотя всё это и предполагалось, и разрабатывалось, и даже частично использовалось ранее, но именно после хуситской атаки на саудовские НПЗ мы все резко осознали: война перестала быть делом обученных и вооружённых дядек. По любому критически важному объекту – военному, экономическому, энергетическому, культурному, религиозному, наконец, – может ударить любой.
Конечно, не у любого будет в кармане Black Hornet – но будет нечто похожее. Да уже есть: правоохранители уже имели дело с преступными схемами, где для заглядывания в окна потенциальных объектов для ограбления использовались миниатюрные квадрики. Они не столь миниатюрны, как «Чёрные шершни», но и прогресс не стоит на месте.
Но и сегодня промежуточный итог вполне внятен. Участвовали в акции иранские офицеры или нет, но по факту не самая крупная и не самая сильная повстанческая организация сумела провести боевую операцию, вызвавшую уничтожение ключевых объектов экономики противника и шок в экономическом положении всего мира. При этом ни подготовка, ни сам удар не отслеживались никакими оборонительными системами и никакими средствами наблюдения. По сути, подобного рода ударам вдруг оказались открыты любые объекты по всему миру…