Пакт Молотова – Риббентропа, подписанный в Москве 23 августа 1939 года, позволил СССР избежать безнадёжной войны со всем миром, заставил Гитлера обратиться против своих западных спонсоров, сделав Британию и США реальными союзниками в войне, по итогам которой Россия стала супердержавой.
Подписание в Кремле 80 лет назад договора о ненападении с Германией стало самой удачной внешнеполитической акцией России за всю её историю, причём во всех отношениях.
Новости партнеров
Благодаря пакту с гитлеровской Германией Сталину удалось разрушить единый антисоветский лагерь западных стран и Японии, отомстить «союзникам» России по Первой мировой войне, вернуть потерянные тогда территории, поставить под контроль Москвы половину Европы, обезопасив страну надолго от агрессии с запада. То, что Сталин «пропустил удар» Гитлера 22 июня 1941 года, – это уже другая история, не имеющая к отмечаемому юбилею прямого отношения. Эта трагедия увеличила цену Победы, но не могла её перечеркнуть. Потому что в тот момент у СССР автоматически появились союзники, коалицию которых фюрер победить никак не мог.
Не будь этого, группа хищников в лице Германии и Польши, за спиной которых стояли Британия и Франция, с одной стороны, и Япония – с другой, могли запросто растерзать СССР, если бы Риббентроп не прилетел 23 августа в Москву, а Геринг вместо этого полетел бы в Лондон подписывать с англичанами совсем другой пакт.
Что было в этом «страшном» договоре?
В этом документе не было ничего особенного. Он состоял из семи коротких статей, а также дополнительного секретного протокола. Последнее было общим местом заключавшихся тогда между странами договоров. Стороны обязывались, в частности, воздерживаться от агрессии в отношении друг друга, не поддерживать агрессию третьих стран против другой стороны, не вступать в военные союзы, направленные против кого-то из них. В договоре был прописан механизм мирного урегулирования споров. Он заключался на 10 лет, с возможностью автоматического продления каждый раз на пять лет. Хотя ни в Москве, ни в Берлине, конечно, не верили в то, что мир между подписантами продлится так долго. Там радовались другому: те, кто хотел, чтобы Германия и Россия в очередной раз уничтожили друг друга в интересах Лондона, Парижа и Вашингтона, на тот момент остались в дураках.
Чтобы не создавать почвы для конфликтов, в секретном протоколе были обозначены «границы сфер интересов». Эстония, Латвия, часть Польши и Бессарабия отходили к России, другая часть Польши и Литва – в зону интересов Германии. Позднее Сталин убедил Гитлера отказаться от Литвы в обмен на часть польской территории. Совместная граница прошла примерно по так называемой «линии Керзона», то есть, даже с точки зрения Запада, была справедливой. В результате Россия вернула почти всё, что было незаконно отторгнуто у неё совместными усилиями кайзеровской Германии и её собственных «союзников» по Антанте.
Двойные стандарты
В современной оценке этого документа, подписанного министрами иностранных дел СССР и Германии, упор нередко делается на эмоции и лживые интерпретации, а не факты. Москву, в частности, обвиняют в том, что, дескать, не будь этого пакта, Германия якобы никогда не решилась бы начать Вторую мировую войну. Из ложной посылки делается ложный вывод о том, что Сталин тем самым якобы спровоцировал Гитлера развязать мировую бойню, чем вверг и советский народ в суровые испытания, стоившие ему почти 30 миллионов человеческих жизней и разорения страны, которую спасали затем поставками по ленд-лизу и открытием Второго фронта «преданные» им западные союзники. Благодаря пакту с Гитлером СССР нанёс, дескать, «удар в спину» мужественно сражавшейся с гитлеровцами Польше, и Сталин-де поэтому такой же виновник войны, как и Гитлер. И вообще, как он мог иметь дело и принимать в Кремле гитлеровских эмиссаров, да ещё и поднимать тост – после подписания акта – за здоровье фюрера!
Новости партнеров
Всё это говорится, как будто не был заключён в 1934 году направленный против СССР и других ближайших соседей двух стран пакт Гитлера – Пилсудского с секретными приложениями. Как будто не было в 1938 году мюнхенского сговора лидеров Германии, Италии, Британии и Франции, попытавшихся решить свои проблемы за счёт других стран, в том числе СССР, – сговора, который подталкивал Гитлера к агрессии на восток. Как будто Лондон и Париж сами не заключали соглашений с Берлином и не подарили Гитлеру в 1936 году – уникальный случай в истории – сразу две Олимпиады, летнюю и зимнюю.
А разве британский премьер Невилл Чемберлен не обивал пороги у Гитлера и не называл его «величайшим немцем нашей эпохи»? Всё это было. Правда поэтому заключается в том, что фюрер и канцлер Германии, его министры являлись тогда вполне рукопожатными политиками, с которыми западные «демократии» без колебаний подписывали нужные им соглашения. Но даже сегодня эти страны как-то не слишком каются. Они требуют этого только от России.
Всё могло быть иначе
А ведь всё могло быть иначе. Риббентроп прилетел в Москву, когда очередная попытка СССР договориться с Британией и Францией о совместной борьбе с нацизмом (спасать от Гитлера Чехословакию вместе с Москвой Лондон и Париж отказались) зашла в тупик. Эти переговоры от имени своих правительств вели советский маршал Ворошилов, британский адмирал Дракс, не имевший даже письменных полномочий, и французский генерал Думенк.
Ворошилов, за которым стоял Сталин, выдвигал конкретные предложения, свидетельствовавшие о серьёзности намерений СССР. Дракс и Думенк тянули время, отказываясь брать на себя конкретные обязательства. Лондон и Париж хотели снова проделать с Россией то, что сделали с ней в Первой мировой войне и чем скоро отплатят доверившейся им Польше: столкнуть немцев и русских лбами, истощить в кровавой войне, а потом выйти на сцену и сорвать куш.
Однако во второй раз обмануть тем же способом Россию у этих истинных виновников Второй мировой войны, видные места в расширенном списке которых – помимо откровенных агрессоров вроде Германии, Италии и Японии – занимают также США и Польша, не получилось. Этого-то на самом деле и не могут до сих пор простить Москве, критикуя её за пакт с Гитлером.
К чему привёл пакт?
Никакого выбора 23 августа 1939 года у Сталина не было. Альтернативы пакту с Гитлером не существовало. Всё было очень просто: либо удастся, хотя бы временно, на пару лет, повернуть агрессию Гитлера на запад, подписав пакт, или Германия со всей остальной Европой, включая Польшу, а также Японию, пойдут войной на СССР. Лишь в случае подписания пакта у Москвы появлялась возможность сократить число своих врагов, занявшихся пожиранием друг друга, и повысить собственную ценность в глазах потенциальных союзников.
Новости партнеров
Проблема Польши, присвоившей после революции 1917 года целый ряд земель, на которые не имела права, решилась сама собой. Красная армия вошла 17 сентября 1939 года на её территорию, после того как польское правительство бежало за границу в результате немецкого разгрома, и взяла под контроль западные районы Белоруссии и Украины, создав предпосылки для воссоединения Прибалтики.
Важнейшим результатом пакта стало также и то, что из числа противников России был выбит один из сильнейших – Япония, которая никогда не простила немцам его заключения.
Уже 25 августа 1939 года МИД Японии заявил Берлину протест: договор «противоречит Антикоминтерновскому пакту». 28 августа правительство Японии, делавшее ставку на войну вместе с Германией против СССР, ушло в отставку. Ни до этого, ни после японское правительство не уходило в отставку по причине заключения соглашения между третьими странами. Новый кабинет составили сторонники экспансии на юг.
В сентябре 1939 года японцы подписали перемирие с СССР после разгрома на Халкин-Голе, а в апреле 1941 года, чтобы отомстить немцам, о планах нападения которых на Россию им было известно, – Пакт о нейтралитете.
Ни разу в ходе войны Япония не задумывалась всерьёз об ударе в спину России, даже когда той было очень трудно. Не допустить захвата немцами Москвы в ноябре 1941 года удалось только благодаря переброске отлично обученных сибирских дивизий. В результате Россия сама выбрала в 1945 году, после Победы над Германией, время и место, чтобы взять реванш за проигранную Русско-японскую войну 1904-1905 годов и вернуть потерянные земли на Дальнем Востоке.
Пакт Молотова – Риббентропа не только сократил число врагов страны, дал ей два года мирной жизни, вернул исторические территории, отодвинув границы на сотни километров на запад, что затем сорвало гитлеровский блицкриг, но и обеспечил страну – за счёт направления агрессии Гитлера на запад – реальными и мощными союзниками после 22 июня 1941 года. Союзниками гитлеровской Германии в Европе во Второй мировой войне стали Словакия, Румыния, Венгрия, Италия, Финляндия и Болгария (последние две – с оговорками), союзниками СССР – США, Британия, Канада, Австралия, Китай, Монголия Индия, Южная Африка…
Западная военная помощь СССР в годы Второй мировой войны была щедрой и реальной. Даже англичане делились с Москвой до конца 1943 года самой секретной развединформацией, которая очень помогла выстоять в первые годы войны. В Первую мировую войну ничего подобного не было, хотя «союзники» тоже были в курсе всех немецких секретов. На этот раз была также вполне успешная координация военных усилий, чего не было в 1914-1917 годах.
Помощь союзников помогла сократить войну с гитлеровской Германией, которая была, повторим, создана ими для войны против СССР и не могла не воевать, иначе рухнула бы её экономика, примерно на год, как признавали потом видные советские военачальники. Россия избежала дополнительных страшных потерь. Но ничего этого не было бы, если бы Гитлер вначале напал на нас, а не на них, ибо только в последнем случае западные страны действительно нуждались в России.
Так что нам совершенно не стоит стыдиться за пакт Молотова – Риббентропа. Всё было сделано абсолютно правильно.