Мое интервью RTVI вызвало смешанный интерес. По неизвестной мне причине читатели довольно много обсуждали Нечаева (который, как мне кажется, вообще не представляет интереса), зато мало говорили о главной теме — Бретон-Вудской системе. А она, как мне кажется, с учетом 75-летнего юбилея, заслуживает внимания.
Разумеется, к этой теме мы обращались неоднократно.
Новости партнеров
Можно напомнить только про сборник «Бреттон-Вудс: следующие 70 лет», изданный к предыдущему юбилею конференции, моё эссе в котором можно прочитать у нас на сайте. Есть и другие тексты на эту тему.
Отмечу, кстати, что упомянутый сборник, предисловие к которому написала глава МВФ Кристин Лагард, демонстрирует, что в МВФ ничего не известно о «конце» бретон-вудской системы. Впрочем, у Нечаева, как и всякого гайдаровца, довольно специфические представления об экономике и истории.
В чём главная цель обсуждения Б.В. системы сегодня? Прежде всего, та проблема, которая и вызвала появление упомянутого сборника. Его составители явно понимали проблемы системы и, собственно, для того и обратились к авторам, чтобы они высказали те идеи, которые могут как-то улучшить ситуацию с мировой финансовой моделью. И сегодня можно констатировать, что ничего внятного сделать не удалось, соответственно, ситуация только ухудшается. Почему?
Проблем тут несколько. Первая состоит в том, что исчезла главная задача, ради которой создавалась Б.В. система. Задача эта — расширение сферы оборота доллара. Сегодня расширяться некуда, и наступает кризис. Напомню, что такая ситуация в Западном мире уже была, в 70-е годы, когда физически расширятся было куда, а вот реально некуда, в оставшейся части мира был СССР, «великий и ужасный». И тогда на Западе случился кризис 70-х годов, 10 лет непрерывного спада.
Тогда удалось выйти из спада через генерацию кредитного стимулирования спроса (то есть с использованием Б.В. системы), но сегодняшний кризис таким способом уже не преодолеть, слишком много накопилось долгов. А самое главное, финансовая система привыкла к колоссальной прибыли и отказываться не неё не только не хочет, но и не может.
Чтобы было понятнее (а детали описаны в моей новой книжке, которая выйдет ещё до конца лета), картинка выглядит примерно так. Эмиссия доллара привела к росту долларовой экономики (что после войны, что в 80-е годы), но главными бенефициарами этого процесса стали финансисты, которые получали до 1944 года 5% общей прибыли экономики, а после этого стали получать более 50%. Пока мировая экономика росла в абсолютном выражении, это, в общем всех устраивало. Но после того, как стало понятно, что эмиссия закончилась, а мировая экономика стала падать, это не устраивает уже никого.
Отмечу, что финансовый сектор (и, в частности, банки) получали такую высокую долю и всё время её наращивали за счёт простого механизма: именно они легализовывали эмиссионный доход в экономике. Но после кризиса 2008 года и частичной остановки эмиссии доллара в 2014 году этот источник исчез, а другого не нашлось. И, соответственно, у финансовой системы начались проблемы, поскольку за 75 лет она создала крайне дорогую инфраструктуру.
Новости партнеров
Как остановить эту ситуацию без разрушения банковской системы (крайне важной части Б.В. системы) — не ясно. Понятно, что разговоры о том, что «б.в. система — это конспирология, её отменили в 1971 году», никому из банкиров не интересны, это удел мелких пропагандистов, которые, как любит говорить Андрей Девятов, «скрывают уши сущности за маскировочными сетями». Нас интересует, что и как можно сделать. И пока я не вижу вариантов, как бы можно было бы Б.В. систему сохранить.
Поясню сразу, я вовсе не считаю её чем-то самодостаточно ценным, она принесла много вреда моей стране. Но объективно оценивая ситуацию, я понимаю, что много кто хочет её разрушить, как и много кто хочет сохранить. Соотвественно, нужно понимать, как эти силы (довольно агрессивно) взаимодействуют и каких результатов могут достичь. Кроме того, альтернативы пока нет (за исключением модели валютных зон, описанной (нами еще в 2003 году), и как она будет реализовываться тоже не очень ясно.
Но главное в том, что исчерпан тот ресурс, на котором строилась Б.В. система: эмиссия мировой валюты, доллара. Роста уже больше не получается, получаются только финансовые пузыри и инфляция. А главным инструментом распада станет та проблема, которая возникла ещё летом 1944 года, когда один из главных институтов Б.В. системы, эмиссионный центр мировой валюты, не вывели под международную юрисдикцию. Именно это позволяет сегодня Трампу давить на руководство ФРС США и, в общем, добиваться своего.
Так что считать, что у Б.В. системы светлое будущее никак невозможно, однако и разрушать её слишком резво тоже не стоит, это может дорого стоить. В то же время, категорически необходимо обсуждать варианты, которые могут прийти ей на смену. И эти варианты должны обсуждать люди, которые понимают, о чём говорят, в отличие от некоторых участников передачи, с обсуждения которой началась эта статья.