Борьба кабмина с нищетой привела к ее росту
Правительство РФ проигрывает еще один важнейший фронт — борьбу с бедностью. Итогом усилий финансово-экономического блока стало не снижение, а увеличение числа бедных россиян.
По данным Росстата, в первом квартале 2019 года уровень бедности вырос до 14,3%. Это почти 21 млн. человек. В первом квартале 2018 года этот показатель составлял 13,9% — на полмиллиона человек меньше.
Новости партнеров
А если сравнивать с концом 2018 года — 12,9% (18,9 млн. человек), то с тех пор количество бедных выросло на 2 млн. человек.
Отмечается, что при расчетах Росстатом применялась новая методология оценки денежных доходов населения. Ведомство пересмотрело подходы после того, как выяснилось, что реальные доходы россиян падают пять лет подряд. Также изменилась величина прожиточного минимума.
Вывод, однако, очевиден: Россия беднеет на глазах. И этот факт уже не скрыть ни за какими манипуляциями цифрами. Поставленная Владимиром Путиным задача к 2024 году снизить уровень бедности вдвое (!) выполнена, судя по всему, не будет.
Причем переломить эту тенденцию уже не удастся. Проводимая в стране пенсионная реформа лишь добавит бедности. Предпенсионеров начнут увольнять, устроиться им будет либо негде, либо люди пойдут на мизерную зарплату, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Возникает странная ситуация. Президент клятвенно обещал не повышать пенсионный возраст, но его повысили. Правительство обязалось снизить бедность вдвое, но она лишь растет. Получается, что власти не просто не справляются со своими обязанностями, но еще и ухудшают положение народа.
К каким последствиям может привести такое отношение к чаяниям людей, нетрудно догадаться. Либо, власти отменяют пенсионную реформу и ликвидируют бедность, как они обещали, либо избиратели однажды выберут других — тех, кто способен отвечать за свои слова.
По мнению главного аналитика Центра аналитики и финансовых технологий Антона Быкова, проводимая пенсионная реформа скорее усугубит бедность, чем поможет ее преодолеть.
Новости партнеров
— Если исходить из текущего формального подхода, где граница бедности определяется прожиточным минимумом в 10,7 тысячи рублей, то можно со всей очевидностью сказать, что никакая пенсионная реформа не поможет ни в вопросе преодоления бедности, ни в вопросе достойного обеспечения пенсионеров.
— Правительство, видимо, рассчитывает на это…
— Представить себе, что граждане на текущий прожиточный минимум смогут обеспечить себе и своей семье, не только восполнение затраченного трудового ресурса, но и его воспроизводство, а именно это требуется для устойчивости пенсионной системы, невозможно. При таких параметрах социального обеспечения, мы неизбежно будем утрачивать трудовой потенциал граждан, что потребует все новых и новых реформ, призванных снизить финансовую нагрузку на государство.
Собственно именно о такой цели пенсионной реформы и говорил российский президент в своем обращении к россиянам в 2018 году. Владимир Путин заявил что «если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать [Пенсионный] фонд из средств госбюджета, запаса во всей этой системе хватило бы на 7−10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР, чему и служит проводимая реформа».
С чего вдруг некоторые решили, что эти изменения должны снизить уровень бедности — непонятно. Хотя нет, понятно — это объясняется масштабной рекламной компанией в поддержку пенсионной реформы, которую развернули в 2018 году. Тогда чтобы успокоить население страны, говорили о том, как здорово заживут пенсионеры после того как реформа начнется. Если исключить всю эту рекламную шумиху, становится, очевидно, что поднимая пенсионной возраст, государство экономит и снижает прежде всего свои расходы, а значит, уменьшает финансовую поддержку граждан и потребительского сектора экономики.
Значит, реализация пенсионной реформы в дальнейшем будет лишать семейные бюджеты россиян той части дохода, которая могла быть выплачена за счет более раннего выхода на пенсию.
— Неужели этого не понимают в верхах?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать реальное целеполагание и прогнозы, на основе которых принимаются решения российскими властями. Если прогнозы не подразумевают достижения заявляемой траектории роста экономики России, а основной целью является сохранения текущей политической структуры власти, то тогда, безусловно, пенсионная реформа и механизм ее реализации (беспрецедентная скорость повышения возраста) абсолютно оправданны. Иначе деньги могут закончиться гораздо быстрее, чем об этом говорил президент.
Новости партнеров
Если же высшее руководство страны искренне верит в то, что Россия в ближайшие годы выйдет на общемировые темпы роста, и при этом главной своей целью видит быстрое и устойчивое развитие нашего государства, то есть граждан, тогда, к сожалению, пенсионная реформа на текущем этапе представляется ошибкой. Во-первых, потому что сейчас нужно не лишать, а наоборот увеличивать, финансовую поддержку граждан, а во-вторых, скорость с которой реформа реализуется, слишком высокая, а это значит, просчитать ее последствия невозможно.
О том, почему правительство не может снизить уровень бедности нам рассказал эксперт «Международного финансового центра», LIFA, Владимир Рожанковский.
— В ноябре 2018 года Росстат утвердил обновленную методику расчета денежных доходов и расходов населения. Научно-методологический совет президента на заседании 19 марта, рекомендовал её к применению. Новая методика существенно увеличила долю зарплат в структуре частных доходов, но уменьшила долю доходов от предпринимательства и от владения собственностью. Доля прочих доходов сократилась с 26% до 11,5%. При этом было предложено не публиковать данные ежемесячно.
— Можно ли считать новую методику принципиально иной?
— В целом, методика изменилась не слишком заметно для того, чтобы говорить о каких-то несопоставимых статистических моделях.
— Вот мы и сопоставляем уровень бедности и видим, что ни о какой тенденции на снижение говорить не приходится…
— Уровень бедности в РФ не удастся снизить потому, что при стагнирующих частных доходах растущая закредитованность россиян будет отрывать из их и без того скромных бюджетов всё большую и большую долю на обслуживание этих растущих кредитов.
Дальше надо одновременно снижать кредитные ставки, стабилизировать курс рубля и постепенно мотивировать госкомпании вводить повышательные прогрессивные индексы-надбавки к тарифам младшего и среднего персонала.
Через какое-то время за госкомпаниями «подтянутся» и компании российского частного сектора. ФОТ в структуре затрат компаний со временем необходимо приблизить к его долям в европейских компаниях — т.е. вместо нынешних 12−15% (да ещё и с существенными задержками в некоторых случаях) — хотя бы 20%-25%.
Говоря о таком понятии как персональный net worth (превышение личных активов над личными обязательствами), у россиян он сейчас отрицательный. То есть, обязательства по кредитам превышают совокупные доходы и ликвидные активы (жильё, автомобиль). Стало быть, априори нельзя вести речь о чистых сбережениях, когда у человека несколько непогашенных кредитов, но при этом после увольнения в тумбочке лежит немного наличных денег, которых должно хватить на 1−2 месяца.
— Росстат вынужден фиксировать рост числа бедных россиян. Но даже эти цифры все равно приукрашивают реальное положение с бедностью в стране, — говорит депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Артем Прокофьев.
Кстати, мне очень «понравилось» объяснение правительства. Мол, цифра выросла, потому что вырос прожиточный минимум, а не потому, что правительство не справляется. Получается, что это правительство может решить проблему бедности, только если будет искусственно снижать прожиточный минимум.
То есть вместо улучшения жизни людей, правительство пытается играть цифрами. Но сейчас ситуация дошла до того, что никакая игра с цифрами не помогает залакировать действительное положение дел. Лакировать уже нечего. Эти данные — приговор правительству.
У нас пять лет падают реальные доходы населения и видно, что несмотря на все поручения президента, на все ухищрения, попытки наполнить бюджет все обернулось «пшиком». Пенсионная реформа только ухудшит положение дел на рынке труда — предпенсионерам придется несладко.
Видно, что это правительство в принципе не способно ничего сделать. Эти ребята заслуживают отставки.