Российские власти приняли решение провести независимое исследование влияния сетей 5G на здоровье человека. Лучше поздно, чем никогда, но эффект от этого исследования может быть очень неожиданным.
О, если бы вы знали сами,
Европы тёмные сыны,
Какими вы ещё лучами
Неощутимо пронзены!
Владислав Ходасевич
Новости партнеров
Вопросов больше, чем ответов
Ряд профильных ведомств, включая Минздрав и Минкомсвязь, проведут исследование о влиянии технологии 5G на здоровье людей. Все предыдущие четыре поколения беспроводной связи такого резонанса не вызывали, а к нынешней итерации вопросов очень много с самых разных сторон.
Что это – традиционный шантаж экологов или реальная проблема?
Первое коммерческое использование сетей нового поколения началось в апреле текущего года в Южной Корее. То есть никакой реальной статистики влияния 5G на здоровье ещё не могло быть собрано.
Бельгия, в которой сосредоточены основные органы Евросоюза, запретила использование технологии. «Жители Брюсселя – не морские свинки, и их здоровьем я не могу пренебречь, несмотря на возможную прибыль», заявила министр экологии и качества жизни Селин Фремо. Не исключено, что это решение продавили как раз не рядовые «свинки», а озабоченные своим здоровьем еврочиновники. Но факт остаётся фактом.
Запрещены такие сети в ряде американских городов; идут активные дискуссии в Швейцарии. В общем, проблему признают во всём мире. Есть озабоченность и на международном уровне – ряд чиновников ООН представили на рассмотрение генерального секретаря организации доклад о потенциальном вреде технологии 5G.
С ног на голову
Новости партнеров
На этом фоне, безусловно, очень позитивными выглядят заголовки о желании наших чиновников убедиться в том, что технология действительно безопасна. Гонка за первенством в 5G-технологиях уже идёт, и разбираться с вопросом их влияния на здоровье надо было хотя бы в 2016 году.
Почему никто в мире всерьёз этого не сделал?
Понятно, что такие исследования не нужны производителям оборудования, но не нужны они и мощному медицинскому лобби: если устроить истерику уже по факту выявившихся проблем от излучения, пациентов будет куда больше.
И только Россия, казалось бы, стоит оплотом взвешенного и ответственного отношения к здоровью своих граждан…
Как бы не так! Всё обстоит ровно наоборот. Цель исследования – доказать полную безвредность новых сетей, чтобы изменить требования к их мощности. Планируется, что в итоге наши вышки станут излучать интенсивнее, чем в других странах. Логика в этом, конечно, есть: масштабы России и Южной Кореи несоизмеримы, нам нужно покрыть устойчивым сигналом куда бо́льшие площади. Но поражает сам факт, что одна из целей исследования, по крайней мере со стороны Минкомсвязи, – показать, что наши санитарные нормы мобильной связи, принятые в начале 2000-х годов, избыточны, что русские люди могут выдержать куда бо́льшую интенсивность излучения.
Жители Брюсселя – не морские свинки. А жители Москвы?
Без лабораторных исследований в рамках небольшой статьи утверждать что-либо о вреде технологии было бы слишком опрометчиво. Если сети предыдущих поколений работают на частотах до 5 гигагерц, 5G использует диапазон 24-90 гигагерц (т.е. до 90 миллиардов колебаний в секунду). Между тем человеческий организм весьма чувствителен к частотам колебаний. Скажем, интенсивный инфразвук (сверхнизкие звуковые колебания) приводит к разрыву лёгочных альвеол, то есть к смерти.
Со сверхвысокими частотами та же ситуация – уже ультрафиолетовый диапазон канцерогенен, а интенсивный рентгеновский – смертелен. 5G работает на «невинных» радиочастотах, расположенных между акустическим и оптическим диапазонами, но никаких известных клинических исследований влияния именно этих частот не существует, потому что их до сих пор использовали разве что в медицинских аппаратах (кратковременное воздействие) и на некоторых станциях радиолокационного слежения (сигналы, направляемые в безлюдное небо). А теперь направят на людей на постоянной основе.
Новости партнеров
Узнать всё
Кстати, зачем всё это вообще нужно? С довольно высокой вероятностью вы читаете эту статью с мобильного устройства, подключённого к всемирной сети по одному из предыдущих, хорошо зарекомендовавших себя протоколов. Бывает, что подтормаживает, но этот вопрос решается модернизацией существующих базовых станций и установкой новых.
В сетях 5G, казалось бы, нет никакой бытовой необходимости; для повседневных нужд граждан стабильно работающей сети предыдущего поколения более чем достаточно. Но для одной перспективной разработки, вернее даже группы разработок, нынешней скорости передачи данных недостаточно. Это – «интернет вещей», взаимодействие электронных изделий друг с другом без участия человека.
Классический пример – беспилотный автомобильный транспорт, до повсеместного использования которого, скорее всего, доживут наши дети. Сегодняшние испытания автопилотов не всегда успешны главным образом потому, что они находятся в «живом» окружении; если же все машины окажутся в единой сети, каждая будет заранее знать манёвр соседнего авто, аварийность действительно удастся свести к нулю.
И что особенно приятно, абсолютно все ваши маршруты будут известны, и вы никак уже не сможете выбраться из этой сети. Потому что «интернет вещей» – это прежде всего интернет тотального слежения за людьми, и именно поэтому правительства почти всех технологически развитых стран настаивают на его скорейшем внедрении.
К тому же 5G – это огромные деньги, замена всей существующей инфраструктуры беспроводной связи.
Похоже, что именно лидерство на рынке оборудования для 5G китайской компании Huawei, а не какие-то мнимые прегрешения, заставили Соединённые Штаты пойти на жёсткие санкции против неё. Тут сошлись и деньги, и спекуляции на приватности: американцы хотят сами следить за всем миром, причём так, чтобы мир им за это ещё и платил.
* * *
Вопросы безопасности здоровья при этом отходят на задний план. На кону ни больше ни меньше – гигантский рынок и контроль над человечеством. Понятно, что придворные корпорации в России хотят урвать свой кусок и того и другого, но так ли мы обязаны идти им навстречу? В любом случае русские люди имеют право требовать независимого и очень тщательного исследования санитарной стороны вопроса. И не только на морских свинках – южные корейцы, например, вполне подойдут: если у сетей 5G есть какие-то неприятные стороны, в этой густонаселённой стране лет через пять они уже определённо проявятся. А нам торопиться некуда, у нас своих дел полно – четверть населения без нормальной канализации живёт. 5G может подождать.