ГлавноеАналитикаРостислав Ищенко. Игра с известным окончанием

Ростислав Ищенко. Игра с известным окончанием

Опубликовано

На Украине зря радуются обыскам у советника Порошенко

Меньше месяца осталось до украинских выборов. Вовсю идёт избирательная кампания. Уже на нынешнем этапе видно, что поддержка партий, работающих на бывшем левом и пророссийском фланге, за последние пять лет изрядно просела.

«Оппозиционная платформа — За жизнь» и «Оппозиционный блок», со всеми включёнными в него «мэрскими» и пострегиональными партиями, набирают, согласно данным опросов, 14-16% в совокупности. Это очень мало, в сравнении с любыми выборами до 2014 года. Даже в 2014 году, в условиях открытого правого террора, общий результат «Оппозиционного блока» и КПУ составил 13,32%, что сопоставимо с нынешними оценками социологов.

Новости партнеров

В этих условиях особенно остро стоит вопрос о мобилизации оставшегося электората. Каждый голос важен. Ибо практика показывает, что падение поддержки политической силы ниже психологически важной отметки в 10% ведёт к её (силы) быстрой маргинализации. Уже на следующих выборах она начинает бороться за прохождение 5%-ного барьера, а затем просто теряется в массе некогда мощных, а ныне всеми благополучно забытых партий.

Нынешние легальные оппозиционеры могут позволить себе лишь весьма аккуратную критику власти. По принципиальным вопросам войны и мира, взаимоотношений с Россией, переговоров с Донбассом, признания российского статуса Крыма, они могут предлагать не альтернативу, а незначительную корректировку курса: будем, мол, делать то же самое, только более эффективно.

Но история политической борьбы всех стран и народов свидетельствует, что чем ядернее электорат, тем он радикальнее.

Радикализм также растёт в ответ на радикализм оппонентов. Чем радикальнее правый фланг, тем радикальнее противостоящий ему левый (и наоборот). Таким образом, оставшиеся около 15% пророссийского электората настроены значительно радикальнее, чем до 2014 года, когда этот фланг собирал более 50% поддержки. Чтобы эти люди не разочаровались, им необходимо демонстрировать реальную борьбу и успехи. Но, те, кто не смирился, либо давно в эмиграции (хоть и среди покинувших страну политиков полно мечтающих договориться и вернуться, а потому критикующих режим весьма умеренно и дозировано), либо в тюрьме (как Ефремов), либо в могиле (как Калашников). Окучивающие же пророссийский фланг украинской политики симулякры на резкие движения неспособны. Да они им и внутренне претят. Ведь эти люди в принципе согласны с общим направлением политики действующей власти. Они только хотели бы изменить несущественные частности.

Раз есть запрос на радикализм, но отсутствуют реально радикальные политические силы, радикальные действия и локальные успехи в борьбе необходимо имитировать. Отсюда взволновавшее многих и интерпретируемые чуть ли не как начало «оттепели» репереименование улиц в Киеве (где суд вернул названия Московскому проспекту и проспекту Ватутина) и в Харькове, где Кернес вернул название проспекту Жукова.

Мы имеем дело с элементарным договорняком, выгодным обеим сторонам процесса. Пророссийский фланг мобилизуется в связи с «победой», мобилизация радикальных националистов происходит под лозунгом «противодействия реваншу». Пока Кернес переименовывал проспект, национал-радикалы в том же Харькове уничтожили памятник тому же Жукову. Стороны обменялись «победами». Только после выборов прокуратура спокойно опротестует решение харьковского горсовета, и всё вернётся на круги своя. В Киеве ситуация ещё забавнее. Там суд отменил переименование проспектов в честь Бандеры и Шухевича на основании процедурных нарушений при принятии решения. Кличко уже заявил, что мэрия оспорит это решение в суде высшей инстанции, а главное, вновь переименует проспекты, с точным следованием процедуре. Как раз пока выборы пройдут, на теме будут пиариться обе стороны, а затем Бандера и Шухевич спокойно вернутся в названия.

Народ радуется обыскам у Бирюкова и прочих клевретов режима Порошенко. Но это не более чем внутривидовая борьба различных наци-олигархических кланов. Коломойский и Ахметов заключили временный союз. Но это не значит, что они стали вегетарианцами. Наоборот: союз двух наиболее сильных, наиболее циничных и наиболее кровавых олигархов Украины требует жертв. Естественно, что первой жертвой избран Порошенко, которого собираются раздеть до нитки. Ну а чтобы известный своей жадностью Пётр Алексеевич не слишком упорствовал, против него готовят уголовные дела. Не тот феерический набор обвинений, которыми сейчас развлекает публику Портнов, а серьёзные коррупционные дела с мощной доказательной базой. Для этого, в точном соответствии с правилами, вначале бьют по слабым звеньям, берут мелкую рыбёшку, которая даст показания на более крупных и важных участников схем, а те в свою очередь будут свидетельствовать против Порошенко.

Новости партнеров

Весьма вероятно, что Петра Алексеевича посадят. Даже если он будет раздеваться быстро, радостно и самостоятельно, никто не может гарантировать, что оппоненты выполнят свою часть кулуарных договорённостей. Во-первых, аппетит приходит во время еды. Заберут всё, а с нищим Порошенко зачем считаться? Сам он, по крайней мере будучи президентом, и отступное за закрытие уголовных дел по нескольку раз брал, и дела не прекращал. Во-вторых, народ слишком уж жаждет увидеть экс-президента за решёткой. Пройдёт полгода, а может быть и меньше — рейтинг нынешней власти начнёт быстрое падение, и поддержать его на какое-то время можно будет только за счёт посадки Порошенко.

Так что все свидетельства постпорошенковской «оттепели» — не более чем внешние проявления борьбы за доминирование разных группировок внутри режима. Более того, в реальности на этом фоне правые только усиливают свои позиции. Как показывают последние опросы общественного мнения, устойчивое большинство в 50-60% сформировалось по вопросу целесообразности вступления в НАТО и ЕС, по внедрению украинского моноязычия и даже по продолжению войны в Донбассе (сюда следует отнести не только небольшой процент, до сих пор ратующий за военную победу, но и тех, кто выступает за «пересмотр «Минска»», против федерализации и особого статуса Донбасса, против прямых переговоров с «террористами/сепаратистами», против отвода войск и т.д.).

Национал-радикалы, таким образом, являются лишь самыми активными представителями политического тренда. На Украине в бо́льших масштабах, но несколько медленнее и с некоторыми особенностями развивается ситуация, аналогичная грузинской. В Тбилиси относительно небольшая группа радикалов не просто выступила против власти, но и заставила последнюю идти на уступки, оправдываться и в конечном итоге принять русофобский курс, полностью обнулив результаты осторожного сближения последних лет. На Украине радикалы заставили Зеленского и его команду публично поклясться в продолжении курса Порошенко, а теперь, когда новая власть действительно неотличима от старой, они давят на неё с требованиями дальнейшего ужесточения этого курса. И нет сомнений, что своего добьются.

Ведь оппонирующие им политические силы не борются не только за нашего Вышинского, которого Порошенко посадил в рамках готовившихся на предвыборный период провокаций, за Скачко, бежавшего, чтобы не сесть по аналогичной причине, за Сагана, которого следователь СБУ фактически убивает в тюрьме, надеясь завладеть его квартирой, и за тысячи других политических заключённых, вся вина которых заключается в том, что они отстаивали свою политическую позицию, а то и просто недостаточно активно прославляли власть. Эти силы даже своего Ефремова вспоминают раз в году.

Между тем борьбу в судах можно вести не только за возвращение улицам имен советских маршалов и генералов. Это как раз может потерпеть. Маршалы и генералы давно умерли, и их имя всё равно вернут проспекту завтра или через год. Куда актуальнее борьба за освобождение политзаключённых, за выполнение положений Минска (хотя бы в части прекращения огня и обмена пленными). Тем более, что отказ от выполнения соглашения, утверждённого отдельной резолюцией Совбеза ООН, нарушает, как международное право, так и украинскую Конституцию.

Но те, кто начнёт такую борьбу, действительно рискуют. Это будет удар по основам режима. А таблички на улицах перевешивать да обыскам у Бирюкова радоваться — всегда пожалуйста. От этого национал-радикалы становятся только сплочённее, а пророссийские и левые силы на Украине вырождаются и маргинализируются. Пока симулякр радует своих избирателей имитацией борьбы, общественные настроения медленно, но верно смещаются вправо. И кончится это плохо. Куда хуже, чем в Грузии.

ukraina.ru





Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

До вступления избранного президента США Дональда Трампа в должность остается два месяца – и всё это время эксперты будут гадать, куда республиканец развернет американский...

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты...

Запад хотел эскалации – он её получил

На удары дальнобойными ракетами вглубь международно признанной территории России Москва ответила первым в мире применением ракеты средней дальности "Орешник" с гиперзвуковыми боеголовками, которые на...

Читайте также

Пентагон допустил обмен ядерными ударами при условии сохранения части арсенала

США допускают такой обмен ядерными ударами, при котором Вашингтон сохранит часть своего арсенала для...

Ростислав Ищенко. Команда большого компромисса

О тех, кто приходит к власти в США Подавляющее большинство тех, кто пишет в эти...

Россия дала ударный ответ на предложения «заморозки» и звонок Шольца

Внешние и внутренние враги в новостях недели Быстро только кошки родятся. Раздутое самомнение коллективного Запада...