Яркие ответы
1. – Говорили в советское время, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. А потом объявили, что вместо коммунизма в Москве пройдет Олимпиада.
Новости партнеров
2. – Что значит – помириться с Западом? Мы ни с кем не ругались… Если мы полностью сдадимся и наплюем на свои национальные интересы… кардинально ничего не изменится. Если мы хотим занять достойное нас место под солнцем, мы должны просто становиться сильнее, и прежде всего – в сфере экономики.
3. – У нас уже нет экономистов 90-х. Назовите хоть одну фамилию. Разве только Алексей Кудрин, да и тот перековался, он уже, по-моему, дрейфует в сторону Сергея Глазьева, поскольку хочет распечатать нашу нефтяную кубышку.
4. – Закон об оскорблении государства – это не какая-то «квасная российская практика», а опыт, применяемый во всём мире.
5. – Вам бывает стыдно? За что?
– Это нешуточный вопрос. На многомиллионную аудиторию говорить об этом непросто. Конечно, да. Это было в начале 2000-х. Я много ездил, страна была в сложном положении. Куда-то мы прилетели, темно, слякоть, грязь. Вдруг появилась женщина преклонного возраста, что-то невнятно сказала и вдруг упала на колени. И отдала мне записку. Я сказал, что обязательно посмотрю. Отдал помощникам. И ее потеряли. Никогда этого не забуду. Мне и сейчас стыдно.
Неудобные вопросы без ответов
Ведущие Прямой линии жаловались на DDOS-атаки в Интернете, которые происходили в течении всего этого шоу. Но куда хуже – атаки телезрителей в виде неудобных, даже злых вопросов, которые высвечивались в студии, но не были удостоены ответа. Пожалуй, самым безобидным из них был:
Новости партнеров
1. – Только один вопрос: когда вы уйдете?
2. – Телевидение. Целый день Трамп и Украина. Надоели. Когда про свое говорить будут?
3. – Когда вернется крепостное право? Ждем помещика, который нашу деревню купит и организует рабочие места.
4. – Почему у Газпрома находятся деньги на футбольные команды, а на больных детей деньги собирают простые люди?
5. – Когда в России появятся «Налог просто так» и «Штраф какая разница за что»?
***
Из этих двух кратких подборок вполне видно, что Россия раскололась на две части, совершенно чуждые друг другу. Одна – официальная, путинская, вполне оптимистично смотрящая на наше настоящее и в наше будущее, разве с легким скепсисом – в наше прошлое. Путин как безусловно одаренный оратор всячески старается придать этой казенной России человеческое лицо, говоря о своем стыде перед павшей на колени женщиной или о своей реакции на ворованные миллиарды полковника Захарченко:
«Когда узнаешь о миллиардах, просто нет слов – печатных, во всяком случае. Но повторяю еще раз, это не должно нас останавливать в борьбе с этим явлением. На самом деле число коррупционных преступлений снижается благодаря тому, что мы действуем последовательно и бескомпромиссно».
Новости партнеров
И кто-то охотно верит в эту путинскую Россию, которую мы не только что не потеряли, но благодаря мудрому и бессменному вождю всерьез и надолго обрели. В ней есть свои успехи и свои проблемы, но это нормально, так как нет стран без проблем! Зато в нашей еще есть и настоящий «народный» президент, готовый тратить свое бесценное время на эти большие разговоры в пользу бедных людей. Поскольку «если вопросы касаются судеб людей, я не считаю их праздными».
И есть другая часть России, для которой все эти колыбельные песни на фоне пенсионной реформы, роста налогов и пропасти меж богатыми и бедными – сплошное словоблудие. Этой части доводы Путина, что сумасшедшие оклады руководителей госкомпаний необходимы, так как от них пляшут оклады иностранных специалистов, без которых нам труба – не только смешны, но и оскорбительны…
И этот раскол во всей своей красе проявился как раз на нынешней прямой линии Путина. Вопрос фактически встал ребром: какая из двух частей не единой больше России завтра окажется в скитах раздавленных раскольников – а какая во дворцах светлого будущего, если таковые еще светят нам.
Самое печальное при этом для «другой России», что у нее, в отличие от путинской, имеющей своего бессмертного вождя, который борозды не портит, как показала эта же «линия» – нет подобного и близко.
И хоть иные простофили мнят, что языком молоть – не мешки ворочать, это далеко не так. Молоть умело и результативно языком, добираясь им, как муравьед этим его главным органом до тех мест, где муравьи живут – крайне нелегкая задача, доступная лишь редким мастерам политического жанра.
Поэтому нынешнюю прямую линию Путина можно еще рассматривать и как некий мастер-класс, преподанный как сторонникам, так и противникам.
На мой взгляд, «народные вопросы» были все же убедительней ответов мастера политического ринга. Но ведь он противостоял миллионам обиженных им граждан в одиночку – и поди найди сейчас в их рядах способного схлестнуться с ним один на один!
Не надо думать, что это «как два пальца об асфальт». Все, кто так думали, сегодня оказались в числе политических маргиналов, утешающих себя пошлым оправданием всех лузеров: «Вот если бы нам дали!» Но кто ж вам даст, если не можете своим отчаянным талантом взять?