В результате пенсионной реформы в России наблюдается деградация профессиональной структуры занятости. К таким выводам пришли эксперты Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ и исследователи РАНХиГС. Согласно их наблюдениям, от ухудшения качества занятости пострадали прежде всего мужчин старше 50 лет, именно они стали жертвами пенсионной реформы. Об этом сообщает агентство РБК.
В исследовании отмечается, что положение на рынке труда мужчин и женщин даже одного возраста и образования существенно различается, причем за последние десять лет гендерные различия только усилились
Новости партнеров
При этом специалисты установили, что занятость мужчин предпенсионного возраста при принятии пенсионной реформы резко смещена в сторону неквалифицированных профессий. Кроме того, пожилые мужчины вытесняются в традиционно «женские» профессии в торговле и сфере обслуживания.
Отмечается, что доля мужчин старше 50, которые заняты в упомянутых сферах, практически удвоилась. В то же время среди мужчин более молодого возраста такой тенденции не наблюдается. При этом шансы женщин старше 50 лет на трудоустройство возросли, исключение составляют только наименее образованные.
Объясняется это тем, что значительное число из них заняты в образовании, здравоохранении и сфере госуслуг. Например, женщин пенсионного возраста на госслужбе в пять раз больше, чем мужчин-пенсионеров.
Эксперты назвали эту ситуацию как деградацией профессиональной структуры занятости. Кроме того, они спрогнозировали рост числа безработных к 2024 году до 7,8 миллиона человек. Причиной названа пенсионная реформа, из-за которой количество работников может расти быстрее, чем будут появляться новые рабочие места. То есть, чем больше времени пройдет от момента принятия пенсионной реформы, тем больше ее жертв мы увидим. И среди них все больше будет мужчин, которые и так в нашей стране живут крайне мало, во многих регионах средний возраст едва превышает 60 лет.
— К сожалению, этот процесс идет уже довольно давно, просто с принятием пенсионной реформы он принял характер, напрямую угрожающий социальной стабильности, — считает председатель Центрального Совета Российской Партии Пенсионеров за социальную справедливость Владимир Бураков.
— Поэтому он все больше привлекает внимание экспертного сообщества. К сожалению, люди предпенсионного возраста у нас практически не могут найти работу, соответствующую их профессиональному опыту и квалификации, а потому вынуждены соглашаться на низкоквалифицированный и низкоплачиваемый труд. Из-за крайне низкого размера пенсии многие пенсионеры у нас вынуждены работать. Но они в своем большинстве, независимо от своей предыдущей профессиональной деятельности, навыков и знаний, вынуждены, по сути дела, выбирать между вакансиями гардеробщика и вахтера. Это крайне неблагоприятно оказывается на социальном самочувствии представителей старшего поколения, многие из которых делают и могут справляться с ответственной и сложной работой. Отмечу, что на протяжении последних десяти лет люди старшего возраста в своем большинстве поддерживали власть, что помогало сохранять социальную стабильность в стране.
— Все дело в повышении пенсионного возраста? Или что-то еще?
Новости партнеров
— Трудовые права работников старшего возраста нарушались и до того, как была принята пенсионная реформа и решение о повышении пенсионного возраста. Но теперь сложилась угроза превращения работников старшего возраста в новый отряд дешевой рабочей силы, согласной занимать те места, которые не слишком интересуют трудовых мигрантов. Это, безусловно, самым неблагоприятных образом скажется на социальном положении работающих пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Но еще опаснее то, что в результате этого процесса будут подорваны перспективы модернизации экономики. Предпринимателям будет намного выгоднее нанимать работников старшего возраста, согласных работать на любых условиях, чем вкладывать средства в повышение производительности труда. Однако было бы ошибкой считать, что этот процесс вызван исключительно неправильными решениями власти, хотя они и в первую очередь пенсионная реформа, тоже сыграли свою роль. Главная причина все же заключается в том, что в нашем обществе установилось пренебрежительное, если не сказать презрительное, отношение к старшему поколению. Поэтому его представители оказываются невостребованными на рынке труда, а их знания и способности, зачастую уникальные, не используется работодателями. Поэтому наша партия настаивает на принятии на государственном уровне программы по утверждению уважительного отношения к старшему поколению в российском обществе.
— Эксперты прогнозируют рост числа безработных к 2024 году до 7,8 миллиона человек. Согласны ли вы с такими прогнозами?
— Мне этот прогноз представляется вполне реалистическим. Но дело даже не в численности безработных, а в том, что их значительную часть будут составлять люди предпенсионного возраста, проживающие в малых и средних городах. Те, кто даже теоретически не может самостоятельно хоть как-то улучшить свое положение. Так называемые жертвы пенсионной реформы.
— Могут ли власти как-то изменить эту ситуацию? Как?
— Наша партия в настоящее время пытается объединить общественные и профсоюзные организации для совместной борьбы за трудовые права работников старшего возраста. Правда, для того, чтобы остановить массовые нарушения необходимо содействие со стороны правоохранительных органов, которое во свою очередь зависит от позиции власти. Мы рассчитываем, что нам удастся на нее повлиять. Кроме того, нужна государственная программа, направленная на создание рабочих мест работником старшего возраста, проживающих в сельской местности и малых городах. Здесь могут помочь современные средства коммуникации, позволяющие выполнять заказы потребителей, находящихся на другом конце страны, или оказывать консультации по интернету. Кроме того, людям старшего возраста нужно помогать становиться самозанятыми, предоставляя им на льготных условиях транспорт и оборудование. Пока же статус самозанятого может гарантировать только новые налоги.
— Какие еще, по-вашему, негативные последствия может принести пенсионная реформа?
— Уже налицо главная угроза: работники старшего возраста могут стать новым отрядом дешевой рабочей силы. Если эта угроза будет реализована (а пока власть ничего не делает, чтобы это предотвратить), то это окажет негативное влияние практически на все аспекты экономической и общественной жизни.
— Такие тенденции имеют место быть — экономика России упрощается, исчезают высокотехнологичные производства, — отмечает доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий.
Новости партнеров
— Закрываются НИИ, заводы, зато остаются рабочие месте в сервисе, в торговле, которые коренные жители вынуждены делить с гастарбайтерами. Молодым людям, особенно в мегаполисах, в этих условиях проще, а вот граждане предпенсионного возраста, жертвы пенсионной реформы оказываются уязвимыми. Поводы для тревоги действительно есть — экономика РФ не растет с 2013 года, при этом даже в тех отраслях, в которых динамика положительна, наблюдается, главным образом, «рост без развития», то есть колебания вверх вызываются, например, изменением курса валют, цен на нефть, а вот хороших рабочих мест, где нужны светлые головы, настоящие знания и профессионализм, не так много, особенно за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, ЯНАО, ХМАО.
— Насколько на это повлияла пенсионная реформа?
— Негативный эффект от пенсионной реформы отложен, поскольку пенсионный возраст будет повышаться постепенно, без рывков. Но в дальней перспективе проблема обострится — люди 55−60 лет будут просто не востребованы на рынке высококвалифицированного труда.
— А почему подобное меньше наблюдается у женщин?
— В некоторых случаях в России наблюдается «антифеминистический» парадокс, когда женщины лучше ощущают себя как работники, чем мужчины — это, касается, главным образом, ряда «низкоранговых» вакансий. Есть типично женские работы, например, продавец, кондуктор, уборщица, прачка. Если мужчина придет устраиваться на такое место, то на него посмотрят странно. Считается, что на таких местах женщина более старательна, пунктуальна, деликатна.
— К каким итогам все это может привести?
— К деградации личности десятков миллионов людей, которые окажутся просто лишними.
— Исследователи также прогнозируют, что число безработных к 2024 году может возрасти до 7,8 миллиона человек. Это связано с тем, что из-за пенсионной реформы количество работников может расти быстрее, чем будут появляться новые рабочие места. Так ли это?
— Видимо, примерно так всё и будет. Как я уже говорил, промышленность в РФ вымирает, а, например, жизнь в сельской местности в России не выглядит привлекательной. Не стоит забывать и о мировых трендах — ручной, низкоквалифицированный труд понемногу исчезает не только в нашей стране, но и в Европе, в США. Людей заменяет роботы, информационные системы и т. д., к тому же не стоит забывать и о привычном способе, который позволяет компаниях снижать издержки — перенос производств в страны «третьего мира»», хотя эта проблема для России пока не актуальна.