Доить Незалежную будут те же олигархи, которые постараются всеми силами продлить агонию олигархической республики. Но эта автаркия, становясь постепенно антизападной, не перестанет быть ни националистической, ни русофобской
Президент новый, русофобия старая
Новости партнеров
Ещё до второго тура выборов новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский сделал несколько заявлений, которые было трудно назвать дружественными в отношении России. В частности, он изложил своё видение «выполнения» Минских соглашений, которое заключалось в том, что их необходимо «перезагрузить», переговоры он собирается вести не с ЛНР/ДНР, а с Россией напрямую, а Нормандский формат надо расширить за счёт Великобритании и США, чтобы сподручнее было на Россию давить.
Тогда его симпатизанты среди пророссийской части украинского общества говорили, что нельзя предъявлять Зеленскому претензии. Он, мол, вводит в заблуждение национал-радикалов, а вот когда изберётся, тогда себя покажет.
Не смущал даже тот факт, что за спиной Зеленского стоял Игорь Коломойский — палач Днепропетровска и Одессы, создатель карательных батальонов, заставивших (по признанию Турчинова) украинскую армию воевать с собственным народом. Сторонники Зеленского утверждали, что он пользуется услугами Коломойского, пока кандидат, а станет президентом и сразу отодвинет от себя олигарха.
Не могу понять, с какой стати политик, заигрывающий на выборах с национал-радикалами (поскольку они могут решить судьбу власти) и пользующийся услугами олигарха (с которым много лет сотрудничает), вдруг, после выборов возьмёт и откажется работать с теми, кто действительно определяет украинскую политику.
С моей точки зрения были и более надёжные маркёры, свидетельствующие об отсутствии у Зеленского намерений ломать систему, чем Коломойский и отдельные публичные заявления. Напомню, что когда вполне прозападный Янукович, искренне собиравшийся евроинтегрироваться, только попробовал шантажировать ЕС интенсификацией сотрудничества с Россией, коллективный Запад, во главе с США, организовал вооружённый государственный переворот, в ходе которого Януковича собирались убить. Чтобы закрепить победу, Запад дал Турчинову санкцию на начало гражданской войны в Донбассе, а затем убедил Порошенко её продолжить и даже интенсифицировать. По прошествии пяти лет Вашингтон не просто согласен со смещением Порошенко, но блокирует все попытки последнего удержаться с помощью дозированного насилия, не идущего ни в какое сравнение с тем, которое применялось для захвата власти и укрепления режима.
Допустим, американцы действительно устали от Украины, Киев не оправдал их надежд, и они готовы от него отказаться. Но отказаться поддерживать Украину и передать её России на блюдце с голубой каёмкой — разные вещи.
Между тем, накануне первого тура выборов в Вашингтон летит министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Судьба выборов зависит от него, от того, чью сторону примет подконтрольная ему полиция и национальная гвардия, кого поддержат подконтрольные ему нацисты Билецкого из «Национального корпуса» и аффилированных организаций. До поездки в США Аваков придерживался строгого нейтралитета. После поездки выступил в союзе с Коломойским на стороне Зеленского.
Новости партнеров
Надо понимать, что США поручили полностью подконтрольному им министру внутренних дел Украины привести к власти пророссийского президента и организовать демонтаж созданной майданом системы власти? А Аваков, покровительствующий нацистам из разного рода добровольческих батальонов, составивших костяк его национальной гвардии, человек, совершивший военные преступления (как один из организаторов гражданской войны), создатель и один из главных хранителей постмайданного режима, безропотно согласился исполнить эту функцию? И его нацисты тоже радостно поддержали русофильский реванш? Они ведь до последнего заявляли о своей готовности выступить против Порошенко, если последний попытается организовать массовые фальсификации при помощи административного и силового ресурса. То есть поддержали Зеленского.
Все эти опытные политики, от американцев до Коломойского с Аваковым не заметили того, что увидели энтузиасты из числа русофильских сторонников Зеленского? Это настолько же реально, как предположить, что ребёнок, которому подарили радиоуправляемый игрушечный вертолёт, уничтожит с его помощью в открытом бою современный танк, управляемый опытным экипажем.
Нервозность проявляла только группа политиков, ориентированная на Порошенко. Это естественно. Они теряли власть и влияние, а вместе с властью исчезало и их финансово-экономическое благополучие. Более того, победители не скрывали намерения «раскулачить» представителей старой власти, да и народ, возмущённый обвальным падением уровня жизни в «европейской Украине», требовал хоть кого-нибудь на расправу. Поэтому опасность уголовного преследования наиболее одиозных фигур, включая самого Порошенко, существует до сих пор.
Выборы прошли. И что?
Выборы прошли. Зеленский осуществил первые назначения, включая начальника генерального штаба. Его риторика, если изменилась, то в худшую сторону. Он заявляет, что уже и с Россией переговоры вести не будет, пока Москва не выполнит ряд предварительных условий, в частности, не вернёт моряков и катера, задержанные за провокацию в Керченском проливе. Он же требует от Запада нового пакета санкций против России. Его назначенцы выступают с аналогичными русофобскими заявлениями. Более того, после инаугурации Зеленского и назначения им нового руководителя генштаба усилились обстрелы Донбасса. При этом сомнений в том, что Зеленский армию контролирует ни у кого нет.
Между тем сторонники Зеленского из числа вроде бы пророссийской украинской общественности, продолжают утверждать, что он всё ещё скрывает свои истинные взгляды. Теперь, по их мнению, надо дождаться выборов в Раду. Я так понимаю, что потом нам посоветуют подождать формирования коалиции, а затем правительства.
Не было бы ничего страшного, если бы подобного рода разговорами утешали себя только уцелевшие на Украине русофилы. Им не позавидуешь. В их положении даже, надеясь вопреки надежде, лучик надежды терять не хочется. Но аналогичные идеи периодически возникают и в российском экспертом сообществе, некоторые представители которого упрекают российского президента, правительство, МИД и Минобороны в излишне суровой позиции в отношении новой украинской власти. Аргументация та же: они, мол, вынуждены маневрировать, а мы должны их поддержать, пойдя на уступки.
На какие уступки? Им что новые артиллерийские комплексы подарить, чтобы они по городам Донбасса точнее стреляли?
Новости партнеров
Зеленский действительно произносит более обтекаемые фразы, чем его предшественник. Но политику он проводит ту же самую. И будет её проводить. Более того, нынешняя украинская власть независимо от того, будет её представлять Зеленский, Порошенко или кто-то третий, не пойдёт на улучшение отношений с Россией даже после того, как критически ухудшатся отношения Украины с Западом, а этот процесс (ухудшение отношений Киева с Западом) идёт по возрастающей.
Зеленский — клон олигархического компромисса
Объясню причину.
Как мы знаем, в основе любых политических решений лежат экономические интересы либо государства, либо той социальной группы, которая контролирует рычаги государственной власти. Результат 28 лет существования независимой Украины плачевный. Пришла страна к такому результату, потому что все её президенты, все правительства и большая часть политической элиты проводили политику дистанцирования от России, которая уже в 2004 году переросла во враждебную по отношению к России политику. Политика Украины становилась тем враждебнее в отношении России, чем сильнее становился украинский олигархат и чем полнее он монополизировал государственную власть.
Политика противостояния России с опорой на Запад, в жертву которой приносились реальные финансово-экономические интересы Украины — осознанное, последовательно претворявшееся в жизнь решение украинского олигархата.
Это, с виду иррациональное, «бегство от собственного счастья» было вызвано тем, что украинский олигархат изначально проигрывал конкуренцию российскому бизнесу, с укреплением же российского государства этот проигрыш стал абсолютным. В результате осознания своей неконкурентоспособности украинский олигархат просто испугался, что в ходе реализации любых интеграционных проектов с Россией, потеряет своё политическое влияние, а затем и свои активы в пользу более эффективных российских менеджеров. Поскольку же поддержка украинским населением идеи реинтеграции постсоветского пространства была велика вплоть до 2014 года, олигархату был необходим внутриполитический противовес России в виде радикальных националистов и внешнеполитический, в виде коллективного Запада.
Ещё одной проблемой украинского олигархата было истощение государственного ресурса (политического, демографического, но в первую очередь экономического и финансового) по мере разрыва связей с Россией и хищнического разворовывания наследия УССР. Это обостряло как внутривидовую борьбу олигархов, так и их противостояние с украинским обществом. Собственно майданы, помимо остальных своих функций, выполняли ещё и функцию канализации народного гнева. Каждый раз народу говорили, что он победил олигархов и теперь власть народная. Кстати, приход к власти Зеленского обошёлся без насилия, но противопоставление новой «народной» и старой олигархической власти звучит даже отчётливее чем раньше.
Объективное ослабление государства и нарастание народного протеста, по мере истощения ресурса, диктовало олигархату ужесточение режима, как способ удержания власти, без изменения содержания политики. Национал-радикалы также выступали за ужесточение режима и за усиление его русофобской составляющей. Поэтому в какой-то момент их стали проталкивать во власть (в ограниченных количествах ещё при Ющенко и Януковиче), а после 2014 года олигархат вынужден был разделить с ними компетенции власти, фактически отдав на откуп радикалам идеологический и силовой блоки, а также опираясь на их фракции в высшем законодательном органе.
Это объективное и вынужденное решение. В другом формате украинский олигархат существовать не способен, поэтому, пока не демонтирована система олигархической республики, ни один президент не изменит качественно ни внешнюю, ни внутреннюю политику Украины. Наоборот, она будет становиться всё более русофобской и всё более террористической. Жестокость, обеспечиваемая национал-радикалами, компенсирует истощение государственного ресурса.
Ну а чтобы никто не сомневался, что олигархическая республика на Украине живёт и процветает, сошлюсь на слова Коломойского, который заявил, что кандидатуру Зеленского поддержали все украинские олигархи, кроме Порошенко. То есть, президент Зеленский — плод олигархического компромисса.
Запад доверился олигархам, олигархи испугались Запада
Этот компромисс стал возможен в результате ослабления участия Запада в украинской политике. Запад не стал поддерживать ни одну группировку, позволив украинскому олигархату самому определиться с выбором. В результате ни одна группировка не получила абсолютного доминирования. Но, будучи предоставлены сами себе, украинские олигархи стали закрываться и от Запада. Он их теперь тоже пугает, поскольку посягает на эксклюзивность их «права» доить Украину. Украина идёт к олигархической автаркии, как способу продления агонии олигархической республики. Но эта автаркия, становясь постепенно антизападной, не перестанет быть ни националистической, ни русофобской.