Три храма в сутки – такими темпами, согласно мнению Патриарха РПЦ Кирилла, восстанавливается в России православная вера. «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за 10 лет. И не от того, что у нас слишком много денег, и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается» — передают российские СМИ слова Патриарха, сказанные им на освящении русского храма, построенного в Страсбурге.
Однако критерий успешности православной миссии, измеряемой в количестве построенных храмов, вызывает некоторые сомнения. Известно пророчество, согласно которому в России будет много новых храмов, но они будут стоять пустыми. Такое случится, если строительством храмов подменит авторитет священства и его статус образца благочестия. А всё ли с этим благополучно в нашей церкви?
Новости партнеров
Мы помним, как страна строила царство счастливой жизни без Бога, стараясь догнать и перегнать Америку по выплавке стали и производству кукурузы. Теперь по темпам строительства храмов мы приближаемся к темпам строительства сети Макдональдс.
Но является ли ударное возведение храмов, по темпам опережающее строительство школ и больниц, символом торжества Православия? Если количество храмов есть критерий приближения к Богу, то стал ли наш народ сегодня намного счастливее, чем в СССР? И действительно ли он стал ближе к Богу? Существует ли прямая связь между количеством храмов и качеством воцерковленности населения? Есть ли план капитального строительства критерий успеха миссии?
Последние годы Россию сотрясают регулярные скандалы, связанные с деятельностью высшего руководства РПЦ, которое стало идеальным ньюсмейкером, постоянно создающим информационные поводы, причём чаще с негативным контентом.
То Патриарх неудачно выразится по поводу истории русского народа, который до принятия христианства был непонятно кем, то восприятия славян элитами Византии, то в интернет попадают истории про нанопыль и исчезающие брегеты, то возникнет скандал по поводу передачи Исаакиевского собора.
То всплывает история о преследовании тех, кто разоблачает голубое лобби в рясах, то возникает конфликт вокруг строительства храма в центре парка в Екатеринбурге, то либерально-экуменическое крыло руководства РПЦ публично выскажется о том, что Сталин не имеет отношения к Победе. И это в стране, где Сталина положительно оценивает более 70% населения! Не многовато ли проколов?
Теперь вот победные реляции с ударных строек православия – и это в стране, где падает уровень жизни населения, где воцекорвленных – всего 14% от числа крещеных, где усилилась ностальгия по СССР, и вырос объём критики в адрес церкви. Неужели в Патриархии не читают сводок социологических опросов общественного мнения?
Такое впечатление, что кто-то в руководстве РПЦ «живёт, под собою не чуя страны», как писал Осип Мандельштам. Никак не соотнося свои слова с тем, «как наше слово отзовётся». Похоже, проблема адекватности самовосприятия стала одной из главных проблем административно-церковного пиара. Что никак не является тем, что принято называть «православным миссионерством». Миссия – это не пиар, но ничто так не вредит миссии, как неудачный пиар.
Новости партнеров
Успехи в строительстве храмов – это хорошо. Но если храмы строятся, а стоят пустыми, и при этом репутация духовенства падает – это плохо. Большое число новых храмов и моральная изоляция духовных пастырей – вот самое нежелательное явление, беспокоиться о котором нужно больше всего.
Церковные иерархи очень критикуют СССР, но никогда не осудили нынешних стяжателей и казнокрадов, грехи и пороки нынешней эпохи. Они упорно молчат об этом бесчинстве сильных мира сего, не обличая его и не говоря об этом вслух. У паствы порой возникает мнение, что епископат просто не видит этого греха у тех, о ком Христос сказал, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие небесное».
Но разве в СССР общество было таким бездуховным как сейчас? Массовый героизм, что на войне, что в цехах и на полях – не был красивой фигурой речи. Советский Союз за несколько лет победил тотальную безграмотность и детскую беспризорность, с которыми в царской России не справилась власть. А что мы имеем сейчас? При Королеве не было необходимости окроплять ракеты – космос человечеству открыли мы.
Аборты и церковные новостройки – в центре внимания высшего духовенства, но кричащая социальная несправедливость, падение уровня образования и духовности, кризис в науке и опасное общественное расслоение никогда не становилось темой их проповеди. О том ли думает Патриарх?