В понедельник, 20 мая, Совбез ООН ожидаемо отказался обсуждать украинский языковый закон. С соответствующим требованием выступила Россия. За рассмотрение проголосовали пять стран: сама Россия, Китай, ЮАР, Доминиканская Республика, Экваториальная Гвинея. Против шесть: Бельгия, Великобритания, Германия, Польша, США, Франция. Ещё четыре страны: Индонезия, Перу, Кот д’Ивуар, Кувейт — воздержались.
Кстати, интересен расклад голосов. Фактически США смогли опереться на поддержку лишь стран ЕС (они же члены НАТО). Весь остальной мир от позиции Вашингтона дистанцировался. Ну, а голосование против США Доминиканской Республики — латиноамериканского государства, которое, согласно доктрине Монро находится на «заднем дворе США» и входит в сферу исключительных интересов Вашингтона, вообще экстраординарное событие. Это даже жёстче, чем если бы делегация УССР в ООН проголосовала против предложения СССР. Тем более это государство Карибского бассейна, то есть не просто «задний двор», а можно сказать «прихожая» США.
Новости партнеров
Но в данном случае нас интересует не столько показатель падения американского авторитета в мире (в конце концов у США ещё достаточно сил, чтобы делать гадости и России, и Китаю, и другим), сколько причина, по которой Россия обратилась в Совбез.
В Москве в целом и на Смоленской площади в частности (где расположен МИД РФ — Ред.) прекрасно понимали, что обсуждение вопроса будет заблокировано. Не только потому, что США и ЕС не желают признавать преступный характер украинского режима, но и в связи с особенностью функций Совета Безопасности. Это орган, занимающийся вопросами международной безопасности. Внутреннюю ситуацию в стране он рассматривает как правило в случае, если в ней идёт гражданская война и существует угроза массового геноцида части населения или полномасштабной гуманитарной катастрофы, затрагивающей сотни тысяч, а то и миллионы человек.
Можно, конечно, сказать, что языковый закон потенциально в будущем может привести к острому гражданскому конфликту. Но пока острого противостояния на почве его принятия явно не возникло. Не возникло не в последнюю очередь потому, что в целом ситуация для среднеарифметического гражданина Украины изменилась мало. Украинизация идёт уже почти три десятилетия и большая часть положений нового закона давно действует де факто. Речь по сути идёт только о юридическом оформлении существующей реальности, с некоторым ужесточением отдельных норм и квот. Кроме того, украинские избиратели радостно и публично надеются, что языковый закон отменит президент Зеленский, только что принесший присягу.
То есть, российское предложение легко отбивалось как по формальным признакам, так и с учётом смены персоналий в украинской власти.
В реальности было бы гораздо проще привлечь внимание к украинской проблематике, в том числе к преступлениям киевских властей, потребовав рассмотрения ситуации в Донбассе и хода выполнения Минских соглашений.
Во-первых, Минские соглашения были утверждены резолюцией Совбеза, следовательно имеют статус документа ООН и Совбез не может отказаться обсуждать ход их выполнения.
Во-вторых, обстрелы продолжаются пятый год, после подписания вторых Минских соглашений, люди гибнут, гражданская война не остановлена и Россия, как страна гарант, имеет право требовать вмешательства ООН.
Новости партнеров
В-третьих, Зеленский совсем недавно, описывая своё отношение к Минским соглашениям, говорил о необходимости их «перезагрузки», то есть фактически пересмотра, с подключением к процессу Великобритании и США. То есть, новый президент уже продекларировал отказ от их выполнения. Поскольку же Франция и Германия не жаждут расширения Нормандского формата за счёт США и Великобритании, Россия могла рассчитывать на их поддержку или, как минимум нейтралитет, что ещё более выпукло продемонстрировало бы нарастающую политическую изоляцию Вашингтона.
Но Россия решила вынести на обсуждение именно не имеющий перспектив в Совбезе языковый закон. Почему? Ведь за последние годы все желающие могли убедиться, что Москва ничего просто так не делает.
Давайте вспомним, что совсем недавно президент России также принял решение об упрощённом предоставлении российского гражданства гражданам ДНР/ЛНР и обещал со временем рассмотреть возможность распространения этой практики на всю Украину. Характерно, что это решение вызвало возмущение не только отъявленных бандеровцев, но и некоторых киевских «русофилов» бившихся в истерике по поводу того, что избранному президенту Зеленскому «не дали даже начать», что «Москва загоняет его в националистический лагерь» и т.д.
Как видим, в данном случае запрос о рассмотрении языкового закона в Совбезе ООН также приурочен к инаугурации Зеленского. Думаю не случайно. В Москве точно знают, что закон принимали депутаты, ориентированные на уходящего президента и могли бы действительно подождать реакции Зеленского. Могли бы, если бы верили, что адекватная реакция возможна. Однако действия России показывают, что в Кремле не ожидают от нового президента серьёзных шагов, направленных на улучшение двусторонних отношений. Не стало бы хуже.
При этом, если мы вникнем в суть демонстрации с выдачей паспортов в Донбассе и с обращением в СБ ООН по языковому закону, то мы увидим, что Москва делает как раз то, чего от неё требовали российские «патриоты» и зарубежные «русофилы» — защищает интересы зарубежных русских. В отличие от «патриотов», «русофилов» и украинских властей во всём мире хорошо понимают язык дипломатических демонстраций. Россия продемонстрировала своё неуклонное намерение защищать русских на Украине. США с союзниками заблокировали рассмотрение вопроса, точно так же, как Россия и Китай часто блокируют рассмотрение американских резолюций по Сирии или по Ирану. Но при этом и в Вашингтоне, и в европейских столицах понимают, что если Россия сделала заявку на статус покровителя русских на Украине, то она чувствует себя достаточно сильной, чтобы это намерение реализовать.
Профессионалы в Вашингтоне знают, что те методы, которые США использовали, когда считались единственным глобальным гегемоном, может использовать и другое государство, если у него будет достаточно сил, чтобы обеспечить свою собственную неуязвимость. В частности США, после обращений в СБ ООН, если они не находили там поддержки, начинали действовать самостоятельно (формируя некие незаконные, с точки зрения международного права, коалиции). Так было в Ираке, Афганистане, Ливии, так пытались уничтожить Сирию, которую спасло российское вмешательство.
В Киеве на несостоявшееся обсуждение в Совбезе не обратят внимания, а то и объявят своей победой и будут громко праздновать. А вот в Вашингтоне будут тихо думать о том, какой следующий шаг предпримет Россия на Украине, где Москва явно переходит к активным действиям и что можно противопоставить государству, которое в военном плане обогнало США на пару-тройку десятилетий, если оно от уговоров перейдёт к выдвижению Киеву ультиматумов. Не подставлять же Вашингтон и Нью Йорк под ядерные удары из-за Киева. Тем более, что американские военные не могут гарантировать, что их ответный удар сможет нанести России неприемлемый ущерб.
Стимул, по-гречески тонкий прут. Когда древние греки стимулировали ослика быстрее везти поклажу, они его банально лупили не очень толстой палкой. Сейчас Россия стимулирует Зеленского, а заодно (поскольку нет надежды на адекватное восприятие реальности им и его олигархическими хозяевами) «наших западных партнёров», работающих по-совместительству опекунами украинского режима. Пока они только ёжатся. Посмотрим что будет дальше.