Зачем Помпео опять заговорил о перезагрузке?
Полуторачасовые переговоры Майка Помпео с Владимиром Путинным и Сергеем Лавровым не стали рекордом по затраченному времени, а их итоги были сдержанно прокомментированы российской стороной. Помощник президента Юрий Ушаков сказал, что пока в Кремле не почувствовали прорыва.
И это понятно – Помпео приезжал не вопросы решать, а зондировать почву. Что и как можно предложить России, и что на что обменять, причём так, чтобы вместо обмена состоялась односторонняя конфискация. Понимая, что именно это и является целью визита, в Кремле довольно сдержаны в оценках. Пока говорить не о чем.
Новости партнеров
Задачей Помпео было выдать нужду за добродетель. Ещё дома перед отъездом в Москву придумали, что будут выдавать за точки сближения, якобы найденные в результате переговоров. Такими точками объявлены борьба с терроризмом и денуклеаризация Северной Кореи.
Довольно негусто, особенно учитывая откровенную комичность сказанного Помпео. Всерьёз назвать США борцом с терроризмом могут только американские школьники, равно как и натяжкой является уверенность Госдепа в российском желании не допустить создания в Северной Корее атомной бомбы. Ведь без неё карта Кореи давно накрылась бы звёздно-полосатым флагом, что вовсе не является мечтой России или тайной для неё.
Что же до проблемы афганских талибов, с которыми США якобы всё воюют и никак не справятся, то думать, что в России кто-то в это поверит, могут только неисправимые оптимисты. И так как Помпео по долгу службы к оптимистам никак не относится, то вывод один: точек реального соприкосновения нет и не просматривается, а выжать что-то из России накануне выборов очень хочется.
Россия не случайно так трудно создавала плацдарм в Венесуэле, чтобы отдать его в обмен на какие-то обещания не вводить в НАТО Украину и Грузию – мы уже вставали на эти грабли один раз.
Понятно и то, что воюя весь ХХ век за контроль над Восточной Европой, и наконец, получив его ценой колоссальных усилий, США ни за что не станут его уменьшать и учитывать какие-то там пожелания даже не СССР, а России. Размен Венесуэлы на Украину полностью исключён, все мечты об этом следует оставить и не произносить вслух.
Тем паче невозможен размен Венесуэлы и Кубы на Среднюю Азию и Восточную Европу. Потому что никаких гарантий тут нет. США могут продать России Среднюю Азию с Грузией и Украиной в придачу. И даже Польшу туда завернуть. И даже заверить сделку у нотариуса. Но первой же ночью преданные вассалы сбегут обратно под американскую крышу, как проданная кошка в старый дом. И США разведут руками и скажут, что сделали всё, но ничего не смогли поделать. И Россия лишится и Украины, и Кубы, и Венесуэлы, и Средней Азии, и Грузии, и уважения в мире как умный и трезвый игрок.
А потому визит Помпео – это задача Иванушки-дурачка, посланного царём пойти туда — не знаю куда, и принести то — не знаю что. Он приехал, 1,5 часа поговорил ни о чём. Наговорил кучу общих слов и дал интервью, где сказал, что всё идёт как надо и всё под контролем. На самом деле, всё идёт вовсе не как надо, и ничего под контролем нет. Собственно, для этого Помпео и приезжал. Не будет ему Кемской волости в обмен на дружбу-фройндшафт и деклараций о борьбе с терроризмом. Зачем это России, участие в таких постановках?
На реальные уступки Трамп не готов. США не готовы. А без этого говорить не о чем. Просто поболтать – так у Путина есть чем заняться, при всём уважении к США. 1,5 часа для «просто поговорить» – это уже очень много для российского президента. Путин вежливо даёт понять Трампу: «Дональд, ты мне лично очень симпатичен, я бы с тобой сыграл в хоккей и шашлыки поел, но я жду реальных идей и предложений. Будут деньги – заходите. А просто так я не подаю, особенно такой богатой стране, как Америка».
Новости партнеров
Путин говорит: я не вижу для России пользы в том, чтобы помогать Трампу выиграть выборы второй раз. Политика США формируется не президентом, она какая была, такая и есть, и такой и будет, а значит и гарантий тот давать никаких не может. А коли так, то о чём разговор?
Но, тем не менее, у визита Помпео есть результат. Он расскажет дома, что на дурачка с Москвой проскочить не удастся. Отступать не будет никто, а значит, и искать совместный интерес нужно где-то в другом месте. И поскольку выбираться Трампу, а не Путину, то пусть у Трампа об этом голова и болит. Все заявки через Лаврова. Рассмотрим в рабочем порядке.
Никакого иного результата у визита Помпео в Россию нет и быть не может. Путин – не Горбачёв, его на общечеловеческих ценностях разводить бесполезно. А так как к реальным переговорам США пока не готовы, то максимум, что сделает Россия – это подыграет Трампу в изображении якобы идущих переговоров с перспективами однажды до чего-то договориться. И то только из уважения к его рыжим кудрям.
Настоящие сдвиги в мировом раскладе сил происходят на совсем других полях сражений. И пока там идёт ожесточённая война, говорить можно только лишь об обмене пленными. Но так как и к такому разговору США пока не готовы, то единственное, что им остаётся – это имитация внешней политики на московском направлении.
Для помощи Трампу в зачистке демократов нужно предложить России намного больше, чем борьбу с талибами и атомной бомбой Ким Чен Ына. И в США об этом прекрасно знают. Как созреют – пусть приходят. Ничего другого в утешение сказать им мы пока не можем. И это то, что Помпео придётся доложить Траппу после своего возращения. Хотя, честно говоря, для таких открытий Трампу вовсе не требовалось гонять Помпео через океан. Можно было обойтись и телефоном.