Сенат США впервые подготовил законопроект о прямых санкциях против Европы. Причина — отказ исполнять требование о прекращении участия в строительстве российского газопровода «Северный поток — 2». Каковы шансы на введение этих санкций и как реагирует Европа на такую наглость Вашингтона?
Ещё недавно казалось, что США почти готовы оставить «Северный поток — 2» в покое. Ведь Европа согласилась ввести ограничения на использование этого газопровода, одобрив газовую директиву ЕС и применив к проекту условия так называемого Третьего энергопакета, который ограничит пропускную способность трубы.
Новости партнеров
Когда в Вашингтоне говорили, что будут вводить санкции против газопровода, многим в Европе казалось, что вскоре появятся новые антироссийские меры, которые снова ударят по Москве, а европейцам ничего серьёзно не угрожает. Санкционное давление, которое США оказывают на более чем 80 стран мира, носит не только прямой характер. Есть у Вашингтона и пресловутый закон CATSAA (О противодействии противникам Америки посредством санкций), который предполагает так называемые вторичные санкции в отношении компаний и лиц, которые сотрудничают с компаниями из России, Ирана и КНДР.
Применение этого закона сегодня возможно, например, к Турции и Индии за покупку российских ЗРС С-400 «Триумф». Подобного могли бы ждать и компании из Европы за «Северный поток — 2». Однако всё получилось иначе: Сенат США подготовил первые прямые жёсткие санкции против Европы за участие в российском проекте. Именно в это европейцы не верили до конца, но теперь, кажется, маски сброшены окончательно.
И всё-таки санкции
Как пишет издание Foreign Policy, в Сенат США будет внесён законопроект о санкциях против компаний, которые помогают строить «Северный поток — 2». Издание сообщает об этом со ссылкой на оказавшуюся в его распоряжении копию документа.
Важным моментом является то, что законопроект — двухпартийный. Такое единение заклятых политических противников в США бывает, действительно, разве что в вопросе новых санкций против России, Ирана, КНДР или Венесуэлы. Авторами документа стали республиканец Тед Круз и сенатор-демократ Джин Шахин. В документе прямо сказано о том, что США наложат санкции «на компании, участвующие в прокладке глубоководных трубопроводов для российских энергетических проектов».
Сенаторы при этом уверены, что у России нет технологических ноу-хау по укладке труб на дно Балтики, а значит, остановить проект можно очень просто — «шуганув» европейские компании, которые просто выйдут из проекта. Однако для этого должны быть серьёзные санкции, а не просто угрозы. И тут сенаторы решили не мелочиться и карать неугодных всем тем, чем обычно наказываются компании из России, КНДР или Венесуэлы.
«Согласно законопроекту, лицам, которые продолжают продавать или арендовать суда для их использования в строительстве «Северного потока — 2», будет запрещён въезд в США, а любые их активы в Соединённых Штатах будут заморожены. Законопроект также предусматривает ряд санкций, налагаемых на лиц, которые предоставляют финансовую и техническую поддержку или страхуют суда», — пишет Foreign Policy.
Новости партнеров
Кто же попадает под удар? «Северный поток — 2» строится совместно Россией и Европой, которые поделили расходы ровно пополам. Первую половину взял на себя «Газпром», а вторую — Uniper и Wintershall из Германии, совместная британо-нидерландская Shell, OMV из Австрии и Engie из Франции. Только представьте себе заморозку активов в США такого гиганта, как Wintershall или Engie.
Впрочем, в документе нет прямого указания, что на эти компании будут наложены санкции по полной программе, однако сенаторы призывают «усилить давление» на них. А вот подрядчиков помельче предлагают карать по полной. Проверкам будут подвергнуты две европейские компании, имеющие контракты на прокладку труб и эксплуатирующие трубопрокладочные суда: швейцарская Allseas и итальянская Saipem.
Кроме этого законопроект налагает на госсекретаря США требование ежегодно выступать в Конгрессе с докладом по деятельности всех компаний, имеющих отношение к «Северному потоку — 2». При этом будет также производиться оценка банков и других кредитных организаций на предмет того, не нарушили ли они режим санкций.
«Законодательные предложения, которые применяются ко всем судам, используемым при прокладке трубопроводов на глубине 100 футов (30,48 метра) и более для российского экспорта энергоносителей, также могут повлиять на дальнейшее строительство газопровода TurkStream («Турецкий поток». — Прим. ред.), который простирается через Чёрное море от России до Турции», — пишет издание со ссылкой на документ.
Европа прозревает
В Европе вот уже не первый месяц звучат мнения о том, что США превратились из союзника в противника. В последний раз подобные замечания были сделаны в связи с отменой визита госсекретаря Майка Помпео в Берлин всего за несколько часов до встречи с канцлером Ангелой Меркель. Тогда журналисты припомнили американцам и вредные для Европы санкции против России, и выход из соглашения по Ирану, и выход из Парижского соглашения по климату, и введение против Европы торговых пошлин на сталь и алюминий.
Теперь же у европейских политиков и чиновников разного ранга есть повод снова задуматься, насколько для Берлина, Парижа, Брюсселя, Вены и других столиц выгодно дружить с Вашингтоном. Первым на возможность введения санкций против европейских компаний из-за «Северного потока — 2» отреагировал глава МИД Германии Хайко Маас.
«Вопросы европейской энергетической политики должны решаться в Европе, а не в США. Наложение односторонних санкций против «Северного потока — 2», безусловно, не тот путь», — сказал он.
Новости партнеров
Представитель оператора Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер уже дал интервью турецкому агентству Anadolu. В нём он заверил, что санкции не помогут США воспрепятствовать строительству, так как все компании работают строго в соответствии с законами и наказывать их не за что.
«Мы в своей тарелке. Инвесторы твёрдо привержены делу. Финансирование полностью гарантировано акционерами и инвесторами. Прокладка труб продолжается, как и планировалось. Таким образом, в настоящее время мы не видим необходимости в плане Б (против возможных санкций США)», — сказал Мюллер.
Эту логику легко понять. Есть европейские компании, которые в соответствии с европейскими законами ведут бизнес на европейской же территории. Поэтому санкции США совершенно незаконны, но Вашингтону никогда и не было дела до законов, когда на кону его личные планы и стратегии.
«Не секрет, что одним из способов реализации стратегии «Америка прежде всего» в энергетике является противодействие «Северному потоку — 2». Существует огромный коммерческий интерес к увеличению поставок СПГ в США в Европу. Политическим отражением этого коммерческого интереса является аргументация против «Северного потока — 2», — добавил представитель Nord Stream 2 AG.
Канцлер Австрии Себастян Курц заявил, что продолжит поддерживать «Северный поток — 2», несмотря на противодействие со стороны США.
«Трамп ясно сказал, что Соединённые Штаты против этого проекта. Мы знаем об этом. Мы поддерживаем этот проект, потому что мы заинтересованы в надёжных поставках энергии в Австрию. Наконец, есть какое-то соглашение по этому проекту в Европе. И мы будем дальше продвигать этот проект», — приводит его слова британское издание Express.
Что дальше?
Двухпратийный законопроект Сената пока лишь разработан и даже не внесён в палату. Все угрозы остаются на бумаге. Очевидно, что в процессе прохождения документа через бюрократическую машину США какие-то нормы могут быть изменены. Да и не решатся американцы по полной программе обложить санкциями крупнейшие европейские энергетические концерны хотя бы из-за их серьёзного влияния на общеевропейскую и мировую экономику.
Европе обидно другое. «Северный поток — 2» стал красной тряпкой для восточноевропейских стран, которые в Европарламенте голосовали за ограничение проекта или вообще его отмену. Итогом ожесточённых дебатов стал компромиссный вариант — принятие газовой директивы, которая ограничивает прокачку по газопроводу. Никто не получил желаемого — противники России не добились остановки проекта, а сторонники газопровода теперь не могут полагаться на 55 млрд кубометров газа в год, то есть на полную мощность трубы.
Документ позволяет ограничить пропускную способность трубы до 50% от её возможностей. То есть по газопроводу пойдёт не 55 млрд кубометров в год, а лишь 27,5 млрд кубометров. И это вдвое снижает рентабельность, прибыль, наполовину сокращает эффект для европейского рынка. Для внутреннего рынка Европы газ тем дешевле, чем больше его поступает.
И совершенно понятно, что США продавили невыгодное Европе решение, чтобы повысить конкурентоспособность своего газа на рынке ЕС. То есть Европа и так уже пошла навстречу американцам, согласилась действовать себе во вред, а Вашингтон всё равно хочет наказывать её санкциями.
Однако есть и иная данность. Канцлер Меркель запомнится Европе не только из-за проблемы мигрантов, но и из-за энергетической революции в Германии. Переход страны на зелёную энергетику — личный проект Меркель. И он невозможен без газа из России, потому что в Германии продолжают закрываться угольные ТЭЦ и АЭС, этот процесс уже необратим.
Именно поэтому санкции санкциями, но немцы себе не враги. Будет проще придумать пути обхода, нанимать другие компании, работать через подставных лиц, но закончить реформу энергетики Германии, да и всей Европы. Поэтому проект нужен, прежде всего, самой Европе.
В России же нет сомнений, что когда Старому Свету будет нужно не 27,5 млрд кубометров газа в год, а все 55 млрд кубометров, то никакой Третий энергопакет этому не помешает. Об этом говорит хотя бы история газопровода Opal, который тоже был ограничен 50% мощности, однако сезонные пики потребления в Европе привели к тому, что он был загружен сначала на 70%, а затем и целиком.
И если «Северному потоку — 2» уже точно быть по всем этим причинам, то чисто с политической точки зрения Европа должна серьёзно задуматься о том, кто в реальности ей вредит и мешает жить. Ведь было же прямо сказано — санкции США против Европы.