Последние действия США на внешнеполитической арене заставляют немцев всё чаще говорить о том, что союзнические отношения с Вашингтоном терпят крах. Почему так происходит и в какой степени подобная риторика может означать разворот немцев в сторону дружбы с Россией?
В любых политических, а особенно союзнических отношениях есть место не только общим стратегическим планам, но и понятие о некой критической массе, которая при своём накоплении даже без громких слов о разрыве негласно делает дружеские отношения уже невозможными. Сейчас подобный период проходят американо-немецкие отношения, которые окончательно запутались и осложнились.
Новости партнеров
В Старом Свете всё ещё принято считать, что союзник – это тот, кто действует с тобой сообща, учитывая как свои, так и твои интересы. Эта позиция была бы справедливой, если бы в мире не существовало понятия об американских интересах, которые в США считают доминирующими над интересами остальных стран. И хотя современный мир всё больше переходит к многополярности, Вашингтон всё ещё пытается уцепиться за миф о собственной исключительности. Делается это и на Ближнем Востоке, и в Европе, и в Азии.
Угрозой номер один на Ближнем Востоке Вашингтоном официально объявлен Иран. Это значит, что остальной мир, а особенно союзники по НАТО, должны сделать то же самое. Однако мы помним, что Европа, которая приложила немало сил для заключения сделки «шестёрки» международных посредников по иранской ядерной программе, не согласна с этим. Для США же противостояние с Ираном – это великолепный шанс поднять своё знамя в застарелом внутриарабском конфликте и возглавить демарш суннитских государств Персидского залива против шиитского Ирана. И получить, таким образом, ключ к Ближнему Востоку.
Именно поэтому Дональд Трамп разорвал соглашение по Ирану, несмотря на то что эксперты МАГАТЭ так и не нашли признаков его нарушения Тегераном. В США этот поступок Трампа связывают с тем, что сделку с Ираном заключал Барак Обама, а его преемник разорвал буквально все договоры, чтобы перезаключить их вновь на более выгодных условиях.
В Европе же такое поведение трактуют как отказ США от союзнических обязательств. Идёт то самое накопление критической массы, которая вскоре окончательно убедит европейцев в том, что на Вашингтон полагаться больше нельзя. И первой такое мнение начинает озвучивать Германия.
Как Германию променяли на Ирак
Одна из центральных новостей в мире международной политики 8 мая – необъявленный визит госсекретаря США Майка Помпео в Ирак. Сам по себе такой визит на фоне резкого усиления риторики Вашингтона против Ирана не удивителен. Удивительным оказалось то, что вечером 7 мая Помпео ждали в Берлине, где всё было готово к его встрече с канцлером Ангелой Меркель и немецким коллегой Хайко Маасом. Но лидеры нынешней европейской политики так и не дождались главу Госдепа, так как тем же вечером он внезапно для всех материализовался в Багдаде.
Помпео провёл переговоры с властями Ирака и заявил им о необходимости вступать в борьбу с Ираном на стороне США. Об этом госсекретарь потом много и с помпой говорил на пресс-конференции, где он сулил иракцам американскую защиту от всевозможных террористических угроз и от несомненно готовящегося где-то в тегеранских кабинетах заговора.
Новости партнеров
«Госсекретарь Майк Помпео назвал Иран растущей региональной угрозой во время необъявленного визита в Ирак, где он повторил предупреждения США Тегерану, предлагая поддержку союзникам в Багдаде», – пишет об этом The Wall Street Journal.
Источники газеты сообщили, что Помпео рассказал в Ираке о получении США разведданных, согласно которым «Иран или связанные с ним лица планируют нападения на силы США в Ираке и, возможно, Сирии, Кувейте и близ Йемена».
Нельзя не отметить и ещё три очень важных факта. Первый – визит Помпео в Ирак последовал сразу после объявления США об отправке к берегам Ирана ударной группы во главе с авианосцем «Авраам Линкольн». В составе группы есть и бомбардировочное крыло – грозные B-52, способные нести и ядерное оружие.
Второй факт – просочившаяся в СМИ информация о том, что эту американскую ударную группу в Иран отправил, по сути, Израиль. Разведданные о якобы готовящихся иранских провокациях в Персидском заливе ЦРУ передал Моссад, после чего советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон выступил с заявлением и объявил о новой антииранской миссии. Не секрет, что Израиль питает далеко не самые нежные чувства по отношению к Ирану, чем и объясняется американо-израильский тандем в регионе.
Третий факт призван дать обоснование первым двум. Телеканал CNN заявил со ссылкой на источники в Госдепе, что разведка США располагает достоверной информацией по действиям Ирана.
«Во вторник Пентагон предоставил дополнительную информацию, сообщив CNN об уверенности разведки в том, что иранские войска перемещают баллистические ракеты малой и средней дальности на борту катеров в Персидский залив», – сообщил телеканал.
Отмечается, что Пентагон не совсем доволен составом ударной группы «Авраама Линкольна» и намерен направить поближе к Ирану дополнительные военные силы.
А теперь, внимание, вопрос: где в этом всём интересы Европы? Правильный ответ – нигде. Так и рассудили в Германии, где совершенно не поняли, как можно было отменить встречу с главой государства Ангелой Меркель ради того, чтобы размахивать воображаемыми кулаками в Ираке.
Новости партнеров
Конец дружбы
Реакция в Германии не заставила себя долго ждать. И хотя ни Меркель, ни Маас не делали по этому поводу никаких заявлений, за них очень точно всё сказали немецкие СМИ.
«В мире дипломатии есть хамство. Это, например, отказ от участия в важных международных встречах в качестве министра иностранных дел или слишком долгие переговоры во время первого визита к партнёрам. И есть наглость. Госсекретарь США Майк Помпео отменил поездку в Берлин за несколько часов до встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель и беседы со своим немецким коллегой Хайко Маасом. Это трудно оправдать», – написала немецкая Suddeutsche Zeitung.
В статье вообще масса шишек в адрес США и Трампа. Аргументы в этом материале просто неотразимы и производят впечатление чётко выверенных. Это ещё одно доказательство того, что газета просто-напросто пишет о том, о чём серьёзно говорят как в обществе, так и в немецком политическом истеблишменте. Один из аргументов – виноват лично Дональд Трамп. Он проводит не «умную», а «силовую» политику, которая основана на доминировании интересов США над интересами их союзников. Что это значит?
«Европейцы, особенно немцы, испытывают это в споре (с США – прим. ред.) о тарифах. Сложные международные контракты мало что значат для Трампа, его страсть – жёсткая сделка. Во многих случаях США теперь уже не союзники, а противники, против которых необходимо создавать альянсы. Так обстоит дело с Парижским климатическим соглашением, и прежде всего с ядерным соглашением по Ирану», – отмечает газета.
В принципе, этого уже достаточно. Трамп вышел из Парижского соглашения по климату, понизив статус этого договора и предоставив европейцам и России самим разбираться, что и куда они будут сокращать в плане выбросов. Трамп наказывает Европу пошлинами на сталь и алюминий, из-за чего страдает во многом немецкий бизнес. США также требуют от Германии и Европы соблюдать режим санкций против России, тогда как эти санкции уже безмерно надоели самим европейцам.
Трамп требует от Германии повысить отчисления в казну НАТО до 2% ВВП, однако Берлин уже открыто саботирует это требование. Президент США также потребовал от Германии отказаться от совместного с Россией проекта газопровода «Северный поток – 2», но Меркель не побоялась публично заявить, что этого не будет. Немецкая экономика переходит с угля и атома на природный газ, этот процесс уже необратим, а канцлер ФРГ не враг своей страны, чтобы насиловать её повышенными ценами на американское «голубое топливо», отказавшись от надёжного и выгодного российского трубопроводного газа.
Наконец, немецкие компании игнорируют запрет США на сделки с Ираном. Германия осудила Трампа за беспочвенный разрыв соглашения с Тегераном и во многом не поддержала режим новых санкций против Ирана. И вдруг происходит ситуация, которая может стать последней каплей – Помпео ждут в Берлине, а он едет в Ирак, чтобы озвучивать там то, с чем официально не согласна Германия.
Это разворот в сторону России?
Этот вопрос теперь всё чаще можно встретить в Германии и в России. Дело в том, что новый этап экономических взаимоотношений для Москвы и Берлина открывает не только «Северный поток – 2». Россия также не поддерживает риторику США по Ирану, и с этим солидарны в ФРГ. Немецкий бизнес прикладывает немало усилий для того, чтобы обходить американские санкции и развивать сотрудничество с Россией. Потому что выгодно.
В апреле Российско-германская внешнеторговая палата опубликовала отчёт о том, что в 2018 году немецкие компании, несмотря на санкции, инвестировали в Россию 3,2 млрд евро. Это стало рекордом за последние 10 лет.
«Наряду с такими масштабными проектами, как «Северный поток – 2», возможности российского рынка открывает для себя немецкий малый и средний бизнес», – сказал в этой связи глава палаты Маттиас Шепп.
По его словам, немецкие компании, которые хорошо знают российский рынок, не боятся санкций и давления со стороны США. Конечно, наибольшую роль в росте инвестиций сыграл проект «Северный поток – 2». Он реализуется преимущественно на российские и немецкие деньги, а у самой трубы есть мощная политическая «крыша».
Не сидит сложа руки и немецкий автопром. С 2014 года вложения автопроизводителя Volkswagen составили уже более 500 млн евро. Средства эти пошли на заводы концерна в Калуге и Нижнем Новгороде. В апреле Владимир Путин и министр экономики Германии Петер Альтмайер торжественно открыли в России завод Daimler по производству автомобилей Mercedes-Benz.
Всё это происходит на фоне роста товарооборота двух стран. Он вырос на 8,4% и достиг 61,9 млрд евро. Немецкие предприятия нарастили объёмы поставок в Россию на 14,7% – до 36 млрд евро. Россия увеличила поставки на 0,6% – до 25,9 млрд евро.
Вывод из всего напрашивается только один. Разворот Германии уже идёт, однако он происходит и будет продолжаться дальше в экономической плоскости. Вероятно, мы не услышим громких заявлений Меркель, Мааса или даже депутатов Бундестага о начале большой дружбы с Россией. В нынешней зависимой от США Европе такие настроения не в почёте, а европейский лидер – Германия – должен демонстрировать солидарность внутри ЕС.
Однако в том и дело, что экономические проекты, инвестиции, товарооборот, а также пусть редкое, но всё же совпадение политических взглядов – это тот актив отношений России и Германии, который бурно развивается. В отличие от сомнительного с точки зрения экономических и политических выгод сотрудничества Берлина с Вашингтоном, которое дискредитировало себя, задевает немцев за живое и всё больше напоминает диктат. Ведь это не Меркель улетела в Москву продвигать там антиамериканские интересы, а именно Помпео с подачи Трампа повёл себя как минимум некрасиво по отношению ко всей Германии, уехав в Ирак и наплевав на Берлин. За что ему большое спасибо.