Когда свои чемоданы дороже, чем чужие жизни
Самолет «Сухой Суперджет», выполняя рейс из Москвы в аэропорт Мурманска, недавно чуть не названный именем царя Николая II, совершил аварийную посадку в Шереметьево, в результате которой погибли люди.
Сразу после взлета с борта начали поступать сигналы бедствия, затем с экипажем была потеряна связь. Стало известно, что самолет имени Мустама Карима загорелся после жесткой посадки, по появлявшимся данным в СМИ, в него попала молния, затем рассматривалась версии с неисправностью техники, к пожару привело возгорание двигателя.
Новости партнеров
По данным ТАСС, на борту находилось 73 пассажира и пять членов экипажа, сначала говорилось о 13 -и погибших. К настоящему моменту СКР подтвердил гибель 41 человека, в их числе двое детей.
Глава Минздрава Вероника Скворцова, общаясь с журналистами, сообщила о 40 погибших и шестерых госпитализированных. Будет создана госкомиссия для расследования ЧП.
Внук известного советского военачальника — заместителя наркома обороны СССР по авиации, начальника ВВС РККА, полковник ВВС СССР Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU поделился своим мнением о трагедии. Причина возгорания, на взгляд эксперта, очевидна – это жесткая посадка, удар о землю и повреждение задней части самолета, возгорание керосина вполне можно объяснить, чего объяснить никак нельзя – это поведение людей из «первого класса». По мнению Алксниса, причиной таких больших жертв стало «обычное жлобство»:
«Люди сгорели заживо в заднем отсеке, потому что пассажиры в переднем салоне решили, что их вещи дороже людей – они затрудняли эвакуацию, доставали ручную кладь с верхних полок. Естественно, возникла давка».
В СМИ восстанавливают ход событий – якобы после взлета в корпус самолета попала молния, экипажу не удалось с первого раза посадить аварийное судно, и пилоты пошли на второй круг из-за сложных погодных условий. А по данным интернет-ресурса AeroInside, который отслеживает авиаинциденты, у крыльев самолета отказали спойлеры (устройства, которые гасят подъемную силу при торможении лайнера), экипаж на последних минутах полета сообщил именно об этой неисправности. Экипаж в «режиме вынужденной посадки» посадил самолет и в результате происшествия (еще до пожара) никто не пострадал. В пресс-службе «Аэрофлота» особо подчеркнули, что отказ спойлеров у данного типа воздушных судов не является серьезной технической проблемой.
Но при посадке у «Суперджета» подломились стойки шасси, которые, возможно, повредили топливные баки, это, вероятно, и привело к возгоранию одного из двигателей. Эвакуация пассажиров оказалась затруднена, во-первых, из-за того, что задние аварийные выходы были охвачены огнем и воспользоваться можно было только передними, а во-вторых тем, что сами пассажиры не давали пройти другим людям – по некоторым данным, они доставали с полок свои вещи, тем самым мешали пострадавшим перебираться вперед к аварийным выходам. Возможно, именно это привело к такому количеству жертв уже на земле?
Воздушное судно, принадлежащее компании «Аэрофлот», только-только вышло с конвейера, самолет был выпущен в 2018 году и эксплуатировался недолго. Но за этот короткий срок самолет несколько раз попадал в авиапроисшествия. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), 7 октября 2017 года лайнер в ходе полета столкнулся с птицей. 30 января 2018 года судно при заходе на посадку не выпустило закрылки, пишет Forbes.
Новости партнеров
Подобные инциденты с участием самолетов из линейки «Сухой Суперджет» стали уже, увы, привычными. «Суперджет» – это первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР, он разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» с участием иностранных компаний (доля зарубежных компонентов превышает 70%). Также «Сухой» является первым российским самолетом, разработанным с использованием исключительно цифровых технологий проектирования. Заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов потребовал провести внеочередную проверку всех используемых сейчас самолетов серии SSJ-100 и прекратить их эксплуатацию до завершения расследования обстоятельств ЧП, пишет «Интерфакс».
Общественный и политический деятель, ведущий канала «Красная линия» Дмитрий Аграновский на своей странице в соцсети приводит слова заслуженного летчика России члена комиссии при президенте РФ Юрия Сытника, который негативно высказывается о «Суперджете-100». По его мнению, самолеты советских разработчиков после модернизации могли бы справляться со своими обязанностями без инцидентов. Летчик уверен, что авария была предсказуемой, и к этому привело якобы низкое качество лайнеров, об этом сообщает Daily Storm.
Дмитрий Аграновский пишет о том, что ради «Суперджета» погубили все отечественное авиастроение: «Я летал и на «Суперджете». По ощущениям ничего плохого сказать не могу. Специалисты о нем отзываются почти так же, как учителя про ЕГЭ. Много успел полетать на Советских самолетах, в том числе и в грозу. Я никогда не понимал, зачем надо было выводить из эксплуатации отличные, надежные Советские самолеты, почему их перестали производить. Причины назывались какие-то глупые – «перерасход топлива» в нефтяной стране, «превышение по шуму», хотя боинги и эрбасы ничуть не тише».
Аграновский высказывает мнение, что России нужна государственная авиакомпания и отечественное самолетостроение – только таким образом можно обезопасить полеты.
Несмотря на все призывы не допускать полеты «Суперджета» до выяснения всех обстоятельств, лайнеры пока продолжают летать. Стоит отметить, что с 2012 года это уже 19 происшествие этого типа судна, по данным ASN Aviation Safety Database. Первое произошло еще при выполнении демонстрационного полета 9 мая 2012 года в Джакарте, тогда погибли все 45 человек, что находились на борту – «Суперджет» врезался в гору. В 2013 году авария произошла также при посадке с убранными шасси при испытательном полете в Кеблавике. В Мехико «Суперджет» столкнулся с телескопическим трапом при буксировке. В прошлом году в Жуковском на аэродроме Раменское посадка прошла с невыпущенным шасси. В Якутске из-за тех же шасси самолет просто выкатился за пределы ВПП аэропорта Якутск. В феврале этого года в Домодедово произошло столкновение с мачтой освещения при рулении к месту стоянки.
Что касается трагедии 5 мая, то еще неизвестно, зачем летчики решили вернуться обратно, Виктор Алксинс не уверен, что версия с молнией правдоподобна. Проблемы, которые возникают у «Суперджета» в последнее время, и трагедия в Шереметьево – смертный приговор этому самолету. Но, несмотря на все призывы запретить детище Михаила Погосяна, вероятно, «особые отношения» с властью (проект курировал еще Сергей Иванов) в очередной раз дадут «Суперджету» выйти «сухим» из воды.
«Уже сейчас понятно, что самолет не очень удачный, – говорит Алкснис, – в силу тех проблем, которые возникают при его эксплуатации, иностранцы отказываются от закупок, да и российские компании тоже не очень хорошо к нему относятся. Но тогда, в 90-ые и в начале 2000-х, фирма Сухого пользовалась особым расположением властей, имела возможность выходить на высшие органы власти и получать государственный заказы и заказы в военной авиации. Это привело к тому, что мы разрушили конструкторское бюро Микояна, которое специализировалось на легких истребителях. Учитывая сложности с финансированием, Погосян добился того, чтобы все резервы были брошены на фирму Сухого. В результате они получили все деньги на авиацию, выпустили Су-57, а сейчас он никак не может пойти в серию, только один будет выпущен в этом году. И благодаря этому лоббизму он взялся за разработку пассажирского самолета, хотя пассажирские самолеты фирма Сухого никогда не делала. В результате были задавлены другие компании – Туполевская, Ильюшинская, остались не у дел те кадры, которые всю жизнь занимались пассажирскими самолетами и имели большой опыт».
Некоторые эксперты предполагают, что трагедия станет поводом для тотальной зачистки протеже Сергея Иванова в ОАК и отказа от всех ивановских начинаний – прежде всего, от «Суперджета». То, что мы сегодня остались без гражданских самолетов, по мнению эксперта, это вина тех, кто лоббировал «Сухой Суперджет», тех, кто отдавал им все заказы и разрушал тем самым другие конструкторские бюро – все это олицетворение постсоветской реальности – люди, которым свои чемоданы дороже, чем чужие жизни, говорит Алкснис. «Это приговор авиапрому, которому нечего предложить, кроме пиара, такого, как «голосование» за аэропорт имени Николая II».