Клубы черного дыма, застилающие небо. Полыхающий на взлетно-посадочной полосе самолет. Крики обезумевших от ужаса людей, в панике выпрыгивающих из объятого пламенем лайнера. Бортпроводники, хватающие пассажиров за воротники и выталкивающие их на надувные трапы. В воздухе смрад от плавящегося пластика. Катастрофа, произошедшая 5 мая в аэропорту Шереметьево, унесла жизни больше половины пассажиров рейса SU1492 Москва — Мурманск. В списке погибших — 41 человек. Среди них двое детей и один член экипажа — 22-летний стажер-стюард, до последнего пытавшийся помочь пассажирам покинуть борт.
Успеть за 55 секунд
Новости партнеров
Самолет Sukhoi Superjet 100 загорелся во время экстренной посадки в аэропорту Шереметьево вечером 5 мая. Примерно через десять минут после взлета у пилотов пропала связь с диспетчером — с большими перебоями работала только аварийная частота, поэтому приняли решение вернуться в Москву. Авиалайнер перевели на ручной режим управления.
Вскоре интернет облетят без преувеличения жуткие кадры. На записи, выложенной в социальных сетях очевидцами, воздушное судно во время экстренной посадки резко касается взлетно-посадочной полосы, несколько раз подскакивает, после чего огонь охватывает хвостовой отсек. По ВПП несется полыхающий лайнер. Позже появилась и короткая запись из салона самолета: внутри бушует пламя, пассажиры отчаянно кричат и зовут на помощь.
Как сообщили в «Аэрофлоте», людей вывели очень быстро: за 55 секунд при нормативе в девяносто. Эвакуацию осуществляли через два надувных трапа, оба — в передней части самолета, задняя была полностью охвачена огнем. Находившиеся в хвостовой части лайнера не успели покинуть салон и погибли.
«Живы мы»
Чтобы помочь пассажирам эвакуироваться, бортпроводники рисковали жизнью. Стюард Максим Моисеев пытался открыть аварийный выход в хвосте самолета и погиб. Ему было всего 22 года, он работал в «Аэрофлоте» меньше двух лет, мечтал стать пилотом. В соцсетях молодого человека единодушно признали героем. Сегодня о нем вспоминают и в кадетской школе-интернате с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина — там Моисеев учился.
«Это был добрый открытый, светлый человек. Очень открытый. Очень добрый. Всегда поможет. Он хотел связать жизнь с авиацией, но, видимо, что-то после окончания школы не получилось. Пошел учиться, параллельно работал проводником. Отслужил. Очень спокойный был. Улыбчивый, добрый, мягкий. Неконфликтный, воспитанный. Очень скромный. Светлая память», — сказали учителя Максима.
Вплоть до полуночи официально было известно о 13 погибших, но в итоге список увеличился до 41… Тем, кто спасся, в комментариях повторяли: вы, ребята, родились в рубашке.
Новости партнеров
«Живы мы, друзья, все в порядке. Спасибо, не переживайте. Жалко людей, я думал, спаслись многие… Храни вас Господи. Наши глубокие соболезнования родственникам и близким погибших… Силы вам пережить наше общее горе», — написал на своей странице в социальных сетях Петр Егоров — он находился на борту самолета вместе с женой Натальей.
Сотрудники Следственного комитета России у обгоревшего фюзеляжа самолета компании «Аэрофлот» Sukhoi Superjet 100 на летном поле в аэропорту Шереметьево
Капитан мурманской команды «Норманны» игры «Что? Где? Когда?» Михаил Савченко тоже был пассажиром рокового рейса. Выжил. И оставил эмоциональное сообщение в фейсбуке:
«Это мой самолет. «Сухой суперджет», рейс Москва — Мурманск. Экстренная посадка, горящая турбина. Второй день рождения буду праздновать. Огромные соболезнования семьям погибших и пострадавших. Остальное смотрите в новостях.
Upd — со мной все окей. Жив, пара ушибов.
Upd2 — моя фамилия в списке раненых — фейк. Либо ошибка. Я здоров. Спасибо вам всем за теплые слова и за поддержку».
«Людской поток вынес меня к трапу»
Новости партнеров
Вспоминать те страшные минуты тем, кто выжил, очень тяжело. Люди приходят в себя при помощи родных и психологов, на контакт с журналистами не идут. Но РИА Новости поговорило с пассажиром рейса SU1492, который в деталях вспомнил все, что происходило на борту.
Адвокат из Хабаровска Кирилл Бабаев летел в Мурманск в командировку. Изначально у него было место 11 С, но после взлета он попросил пересадить его в хвост — думал занять три кресла и вздремнуть. «Однако мне сказали, что свободных мест в задней части самолета нет, предложили пересесть в шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь».
Кирилл вспоминает: примерно через полчаса после взлета он увидел вспышку и услышал хлопок. «После этого самолет стал заваливаться на правый борт. Стюардесса по громкой связи объявила, что по техническим причинам мы вынуждены вернуться в аэропорт».
На тот момент паники еще не было, видимо, пассажиры не сразу поняли, что ситуация критическая. Но при посадке самолет дважды ударился о землю, после чего в салон повалил густой дым. «Стюардессы просили не паниковать, а люди все равно были сильно напуганы. Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места — и людской поток вынес меня к трапу».
На летном поле к спасшимся пассажирам подбежал сотрудник аэропорта. «Он кричал, что нужно уходить от самолета, что борт в любой момент может взорваться. И мы побежали. Пассажиры бизнес-класса были без обуви — ботинки после взлета они сняли, а надеть уже не успели. Потом нас посадили в автобус, привезли в здание аэровокзала. В моей группе людей с сильными ожогами не было, но один мужчина стал задыхаться. Возможно, у него был шок».
Тех, кто пытался спасти свои вещи, Бабаев не помнит. «Из сидящих рядом никто не то что сумки, даже документы из рюкзаков не забрал. У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон — с ним я и выбежал с борта. Сейчас многие СМИ сообщают, что люди хватали с полок чемоданы и загородили проход остальным. Но я, наоборот, видел, как пассажиры помогали друг другу. Например, одна женщина упала на выходе. Так ее подняли и буквально вытолкали на трап».
По словам собеседника, спасшимся долго не сообщали о жертвах. «Сперва нам сказали, что погиб только один человек. Мы вздохнули с облегчением. Потом зашли в интернет — там было сказано уже о тринадцати погибших. Когда узнали, что жертв еще больше, стало не по себе. Помню, как пожилая женщина, сидевшая рядом со мной, заревела: «Лучше бы я погибла, чем молодые».
Сейчас Кирилл гостит у друзей и с ужасом думает о том, как будет улетать обратно в Хабаровск: «Пока мне кажется, что я смогу сесть в самолет. Но не факт, что на борту у меня не начнется паника. В любом случае я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили».
Еще один спасшийся пассажир (имя он просил не указывать) предположил, что пожар произошел вовсе не из-за удара молнии. «По крайней мере, до этого мы слышали скрип и чувствовали странную вибрацию. А уже через пять минут увидели вспышку молнии. Возможно, самолет был неисправен при взлете».
Все на нервах
Пассажирам, чьи вылеты планировались на вечер 5 мая, пришлось провести в терминалах Шереметьево долгие часы.
«Закрыто было все летное поле, взлетно-посадочные полосы также перекрыли. Из здания терминала видны были только мигалки спецмашин», — рассказывали пассажиры, прибывшие в аэропорт вскоре после трагедии. Они отмечали, что, несмотря на оперативность спасательных служб, катастрофа частично блокировала работу воздушной гавани — некоторые рейсы отменили, другие отложили на неопределенный срок, а на взлетной полосе образовался затор.
«Хуже всего, что не было никакой информации о сроках задержки. Нам ничего не оставалось, кроме как сидеть в зоне вылета и ждать, ведь посадку могли объявить в любой момент», — сообщили нам те, кто оказался вечером 5 мая в Шереметьево. Люди нервничали, звонили родным и говорили, что не знают, когда они теперь вылетят и, самое главное, как пережить полет после всего случившегося. Надо отметить, что абсолютное большинство пассажиров с пониманием отнеслись к вынужденному ожиданию. Однако общую атмосферу, царящую в те часы в аэропорту, можно было назвать гнетущей. Пытаясь справиться со страхом, люди рассуждали о судьбе и ее предначертании. Так, десятилетняя девочка, находившаяся на борту готовящегося вылететь в Ростов-на-Дону самолета, говорила о том, как пережить горе, и сочувствовала членам экипажа, которым сейчас будет еще сложнее выполнить полет.
По официальной информации
В Мурманской области уже объявили трехдневный траур в связи с трагедией. Двадцать шесть погибших — оттуда. Родственники прилетели в Москву, их разместили в гостинице. Сейчас с ними работают психологи. Глава Минтруда Максим Топилин поручил Пенсионному фонду России установить семьям погибших пенсии по потере кормильца. На данный момент из самолета извлекли все тела.
После ЧП в Шереметьево девять человек из 37 выживших доставлены в московские медучреждения. «Из них двое в тяжелом состоянии и двое —средней степени тяжести — находятся в НИИ Вишневского Минздрава России. Четверо пациентов госпитализированы в НИИ Склифосовского, среди которых один в тяжелом, трое — в состоянии средней тяжести», —прокомментировали в Минздраве.
Расследованием трагедии занимается Следственный комитет. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).
На борту сгоревшего лайнера сохранилось два черных ящика, их изучают специалисты. «Изъяты для дальнейшего изучения бортовые самописцы, образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы», — заявили в Следственном комитете России.
Сейчас рассматривается несколько версий трагедии. Среди них —недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, неблагоприятные метеоусловия.
На момент публикации аэропорт Шереметьево все еще работал с одной взлетно-посадочной полосой.
Анастасия Гнединская, Мария Семенова, Татьяна Кирсанова