Нелюбовный треугольник: Вашингтон заигрывает с Москвой, чтобы увести от Пекина
Никогда, слышите, никогда не верьте американцам! Даже если они протягивают руку дружбы и согласия. Для политистеблишмента США Россия — это просто страна, оказавшаяся «не в том месте не в то время», и является предметом ненависти всей американской элиты. Дело даже не в ксенофобии, которая присутствует уже на генетическом уровне, как говорится, в крови, а в тех ключевых факторах, которые делают Россию уникальной силой в мире по сравнению с другими странами. И нынешнее предложение «руки и сердца» от Вашингтона с разговорами (обещать, это еще не значит жениться) о признании Крыма, сворачивание экспансии НАТО у наших границ это очередной большой блеф. За всеми этими благими пожеланиями кроется одна конечная цель — отвернуть Россию от Китая, превратить в союзника в противостоянии, которое США никогда самостоятельно не выиграет.
Шар к очередному «потеплению» в отношениях между Россией и США прилетел от бывшего специального помощника президента Рональда Рейгана, нынешнего старшего научного сотрудника Института Катона Дуга (Дугласа) Бэндоу, который на страницах National Interest призвал найти некий способ взаимовыгодного существования двух стран. Для чего необходимо, по его мнению, признать Крым российской территорией и способствовать прекращению расширения военного блока НАТО на восток. Собственно и сам Институт Катона известен своими идеями классического либертарианства, при котором каждый человек имеет право жить своей жизнью, уважая равные права других. А автор нынешнего доклада Дуг Бэндоу регулярно пишет о военном невмешательстве и известен как критик расширения НАТО. Так что этот материал с подобной риторикой в отношении России особого удивления не вызвал бы, если бы местом его размещения не стало американское влиятельное аналитическое издание National Interest, которое еще называют «рупором республиканцев». Как известно, нынешний президент США Дональд Трамп принадлежит именно к республиканской партии и, с большой долей вероятности, можно считать и его опосредованным автором идей сближения с Россией.
Новости партнеров
Приманка, вернее даже заманка, весьма соблазнительная — США «дарят» России Крым, разворачивают взад стянутые к ее западным границам силы НАТО, отменяют всем уже поднадоевшие санкции. Даже предполагаемое условие — прекратить поддержку жителей Донбасса, не кажется на этом фоне неприемлемым, тем более, что Кремль от предполагаемого военного вмешательства на эту территорию всячески открещивается, говоря лишь о гуманитарной помощи Донецку и Луганску. Тут, как говорится, уже есть чем торговаться. Но есть маленькая закавыка в этой игре в уступки, которую Бэндоу и не скрывает — главная цель «временного соглашения» с Москвой заключается в том, чтобы оторвать Россию от Китая.
Вашингтон, как полагает автор (Трамп тоже), должен сделать все возможное для сдерживания мощи Пекина, поэтому налаживание хороших отношений с Россией в первую очередь в интересах американской стороны. В качестве еще одного аргумента приводится такой факт, что с культурно-исторической точки зрения России скорее свойственно сближение с Европой или США, нежели с Китаем. Однако, если принять во внимание, что протяженность границ РФ и КНР составляет 4 209 км, с европейскими странами (в том числе с Прибалтикой) — 2 805 км, с Украиной и Белоруссией это 3 485 км, а с США всего 49 километров морской границы, то не такой уж Китай нам далекий. Опять же с Китаем Россия никогда не воевала, за исключением ряда территориальных конфликтов, а в сентябре 1945 года советская армия освободила северо-восток Китая от японских оккупантов, разгромив Квантунскую армию генерала Ямады Отодзо. А вот США, по данным опросов, считается в России наиболее вероятной страной-агрессором, способной нанести, в том числе, и превентивный ядерный удар. Ну и слова американского посла в Москве Джона Хантсмана о «ста тысячах тонн международной дипломатии» в виде авианосных ударных групп US Navy в Средиземном море, никакого доверия к США не вызывают. Негативное отношение к антироссийской политике ряда европейских государств россияне также связывают с действиями американских военных, которые продвигают НАТО на восток.
У США продолжающееся сближение России и Китая, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, вызывает настоящую тревогу. После нынешнего визита российского президента в Пекин на международный форум «Один пояс, один путь» (где он, кстати, не сделал ни одного громкого заявления) в Вашингтоне рассмотрели все предпосылки организации союза двух стран. «Если не остановить сближение Китая и России, то американскому глобальному лидерству придется пережить трудные времена, не исключая участия в глобальном военном конфликте», — писали американские СМИ. Эту реакцию и можно назвать главным следствием нынешних пекинских переговоров Путина и Си Цзиньпина.
С Китаем у США договориться «по-хорошему» в торговом противостоянии не особо получается, давить силой тоже небезопасно. А если принять во внимание, что в случае глобального вооруженного конфликта Россия окажется на стороне Пекина, то Вашингтон потерпит серьезное поражение. И склонить любым путем Москву на свою сторону представляется для США архиважным делом.
— Американцы заигрывают с Китаем, но при этом стараются навязывать там свою волю, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — В общем, делают вид, что не воспринимают их всерьез. Это стратегическая ошибка. КНР вовсе не друг США, а Пекин гораздо ближе Москве, чем Вашингтону. Даже если посмотреть на все последние российско-китайские учения, в том числе продолжающееся сейчас «Морское взаимодействие-2019», с участием боевых кораблей и подводных лодок ВМС Китая и ВМФ России, кто кому союзник, а кто потенциальный противник в противостоянии крупных мировых государств. Конфликт между Америкой и Китаем, как мне представляется, неизбежен, но если хватит ума Трампу и Си Цзиньпину, то он не дойдет до реальной войны, а станет лишь неким подобием «холодной войной». Россия в этой ситуации наблюдатель, но явно с прокитайской ориентацией. В случае вооруженного конфликта прикроет Китай с восточного направления, как минимум при помощи ЗРК, что было продемонстрировано во время одних из учений китайских военных, когда российские комплексы С-300 и С-400 на Дальнем Востоке были приведены в состояние повышенной боевой готовности и были готовы сбивать любые воздушные цели над своей территорией, летящие в сторону Китая. В Пекине такую поддержку, безусловно, оценили.
К слову, китайцы совсем не случайно разместили одну из трех своих новых бригад межконтинентальных ракет «Дунфэн-41» в провинции Хэйлунцзян, граничащую с Россией. Понятно, что даже теоретически эти ракеты для РФ угрозы не представляют (траектория полета МБР не позволяет достать цели ближе 3 тысяч километров), зато находятся под прикрытием российских средств ПРО и ПВО. Размещение этой ракетной бригады находится в непосредственной близости от нового российского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. Можно представить насколько высок уровень безопасности «Восточного», позволяющего защитить объект от различных видов вооружений — от крылатых до баллистических ракет. Для китайских стартовых позиций лучшего прикрытия не придумать! А если учесть нынешний уровень партнерских отношений Москвы и Пекина, как экономических, политических так и военно-технических, то можно не сомневаться, что как минимум через российскую территорию никакая атака с воздуха Китаю на этом направлении не грозит.
— Что скрывать — нынешние союзнические отношения России и Китая являются открытым противостоянием США, — продолжает Владислав Шурыгин, — которые расширяют свое военное влияние в Европе, ведут агрессивную политику на Тихом Океане и Ближнем Востоке. У Пекина свои счеты к Вашингтону — торгово-экономические, которые легко могут перейти в военное противостояние, тут бизнес, ничего личного. И американцы, привыкшие оперировать силой, могли бы ввязаться в драку с китайцами — бить с расстояния. Но вот возник нюансик — сближение Москвы и Пекина, а против такого тандема уже руки особо не распустишь.