Два крупных нефтеперерабатывающих завода Южной Кореи, SK Innovation и Hyundai Oilbank, приостановили поставки сланцевой нефти из США из-за повышенного содержания посторонних примесей — металлов и химикатов. Почему американское черное золото такое грязное и о новых проблемах сланцевых проектов — в нашем материале.
Что случилось
Новости партнеров
К концу прошлого года Южная Корея стала крупнейшим покупателем американской нефти, перевозимой по морю: в декабре поставки достигли в среднем 550 тысяч баррелей в день.
В январе-феврале два крупнейших южнокорейских НПЗ — Innovation и Hyundai Oilbank —получили очередную партию сырья с месторождения Eagle Ford на юге Техаса, но внезапно отказались от переработки этой нефти: химический анализ выявил запредельный уровень посторонних примесей.
Корейцы срочно перепродали сырье британской BP Plc, а еще одну партию перенаправили в Китай, нефтеперерабатывающей компании Sinochem Hongrun Petrochemical, менее требовательной к качеству черного золота.
Американцы провели расследование. Выяснилось, что главная причина загрязнения — нехватка трубопроводных мощностей для прокачки растущих объемов сланцевой нефти. Компаниям приходится использовать одни и те же магистральные трубопроводы и нефтехранилища для транспортировки всех сортов нефти подряд, отчего и возникают ненужные примеси.
Металлы и чистящие вещества
«Разные типы сырой нефти со сланцевых месторождений — от Техаса до Северной Дакоты — проходят один путь доставки. И собирают примеси, прежде чем оказаться в Азии — крупнейшем в мире регионе потребления нефти», — поясняет Bloomberg, отмечая, что для покупателей нестабильный химический состав черного золота стал «настоящей головной болью».
Как заявил Bloomberg представитель южнокорейской Hanwha Total Petrochemical Себастьян Барийе, в сырье, поступающем со сланцевых месторождений США, постоянно обнаруживаются металлы, химикаты, используемые для очистки нефтехранилищ, а также продукты окисления, способные резко ухудшить качество топлива, производимого из такого сырья.
Новости партнеров
Барийе подчеркнул, что по качеству американская нефть сейчас сильно уступает ближневосточной, которая проходит тот же путь транспортировки, но в ней гораздо меньше примесей, поскольку для прокачки каждого сорта, как правило, используется отдельный трубопровод.
Корейцы официально предупредили заокеанских поставщиков, что проконтролируют качество сланцевой нефти, прежде чем возобновить закупки. И вряд ли это случится в ближайшее время.
«Проблема в том, что в США развитие инфраструктуры, необходимой для связи месторождений с глубоководными портами, существенно отстает от экспорта», — констатировал Дэннис Саттон, исполнительный директор Ассоциации качества сырой нефти.
Техасская «резня» сланцевиков
Впрочем, как отметили в Hanwha Total, несмотря на проблемы с загрязнением, полностью отказываться от американского сырья Сеул не собирается. Эти поставки приобрели для корейцев жизненно важное значение после введения Вашингтоном санкций против Тегерана.
Другое дело, что в способности американских сланцевых компаний удовлетворить весь спрос, возникают большие сомнения. Тем более что масштабный пожар, вспыхнувший 18 марта на нефтеперерабатывающем заводе в Техасе, уже вызвал перебои с поставками — власти штата перекрыли Хьюстонский судоходный канал, заперев 60 танкеров с нефтью.
«Пожар привел не только к сокращению экспорта — снизились и объемы переработки нефти, поскольку НПЗ не могут ни получать нефть, ни отгружать нефтепродукты», — отметили аналитики Societe Generale.
Эксперты уверены: чтобы прийти в норму, американскому нефтяному экспорту потребуется не менее нескольких недель, а тем временем черное золото на внутреннем рынке продолжит дешеветь.
Новости партнеров
Уже сейчас страдающим от падения цен сланцевикам приходится сокращать расходы, сталкиваясь при этом с острой нехваткой инвестиций: десять лет этот рынок приносит одни убытки, не оправдывая надежд инвесторов. В 2018-м в отрасль вложили вдвое меньше, чем в 2016-м. А по сравнению с 2012-м инвестиции и вовсе сократились на две трети.
С конца прошлого года все ведущие игроки сланцевой отрасли живут в режиме жесткой экономии, урезав бюджеты, — впервые за несколько лет. Крупные добывающие компании Centennial Resource Development, Diamondback Energy и Parsley Energy сократили планируемые расходы примерно на 15 процентов. Всего же минимизацию затрат анонсировали более десятка производителей.
Аналитики Barclays предупреждают: теперь, когда добыча нефти в США достигла рекордного уровня — почти 12 миллионов баррелей в день, отрасль уперлась в потолок. Дальше наращивать производство просто невозможно.