Североатлантический альянс усиленно будоражит обстановку у границ России. Дело идёт к войне?
Тезисы, высказанные в главной армейской газете России «Красная звезда», сами по себе способны вызвать обоснованную тревогу. Вкратце так:
В результате антироссийской деятельности США и НАТО появилась тенденция трансформации военных опасностей в военные угрозы. За последние два года увеличена численность военнослужащих сил первоочередного задействования НАТО в 1,6 раза — с 25 до 40 тысяч человек.
Новости партнеров
Реализуется американская инициатива «3 по 30», которая предусматривает готовность к применению 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей стран блока в течение 30 суток. Реанимируется система трансатлантических перебросок войск усиления из США и Канады в Европу для развёртывания крупных коалиционных группировок на границе с Россией.
Реализуется решение о формировании штаба многонациональной дивизии «Север», чья оперативная группа развёрнута в Латвии. Количество проводимых в восточноевропейских странах НАТО учений, которые имеют ярко выраженную антироссийскую направленность, увеличилось в два раза.
Создан центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге и объединённый центр передового опыта в области киберзащиты в Таллине, чьей основной задачей является выведение из строя вычислительных сетей критически важных объектов и инфраструктуры России.
Но не менее важно то, кто же высказал эти тезисы. А высказало их вполне официальное лицо — заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаил Попов.
Итак, в главной армейской газете страны официальный представитель главного политического органа безопасности страны высказал мысль, что враг приближается к границам страны. И при этом военная опасность стала военной угрозой. Это что?
Опасность — вечна. Угроза — уже конкретна
Параллельно поступают сообщения:
Новости партнеров
Разведку границ России провели 19 летательных аппаратов НАТО.
Одновременно три стратегических бомбардировщика B-52H Stratofortress переброшены из США в Европу. Причём один из них специально сделал крюк и, пройдя через Шотландию и Германию, приблизился к морской границе России, заставив заработать российские системы ПВО, которые внимательно отслеживали пролёт. А как не следить, коли B-52H могут нести ядерные бомбы и ракеты и, собственно, остаются главным стратегическим эшелоном в авиации США. Ожидается, что всего на базу Фенфорд в Великобритании будут переброшены ещё восемь самолётов В-52Н. Именно эта авиабаза уже использовалась при агрессии против Югославии и Ирака.
Одновременно председатель комитета начальников штабов Вооружённых сил США — высшее лицо в чисто военной иерархии Штатов — генерал Джозеф Данфорд заявляет в Сенате США — высшей ступени в структуре власти этой страны, решающей вопросы войны и мира, — что США не должны отказываться от возможности нанесения ядерного удара первыми. При этом никто не скрывает, что мишенью для первого ядерного удара является именно Россия.
Одновременно продолжается переброска и складирование ядерных бомб США в Германии; НАТО и США изо всех глоток шельмуют Россию, в том числе и за нарушение договоров, которые сами давно уже не соблюдают.
Итак, враг не только на пороге. Враг на пороге демонстративно клацает винтовкой и подтягивает боеприпасы к орудиям, а в воздухе висит гул прогреваемых танковых моторов.
Это что? Ночь на 22 июня 1941 года?
Горячее морозное дыхание
Война всегда дышит морозом. Но выдыхает пламенем. Что же, России впору передёрнуть плечами и занять окопы? А выступление замсекретаря Совета безопасности в главном военном издании страны — завуалированный сигнал вскрыть красные пакеты? Там ведь один заголовок чего стоит: «Мы знаем и помним, что такое война»! И взят он из весьма многозначительного завершения интервью Михаила Попова: «Помни войну». В этом, если быть кратким, и суть нашей Военной доктрины. Мы знаем и помним, что такое война. Мы не должны её допустить. Но если она неизбежна, то обязаны быть готовыми во всеоружии встретить врага и одержать победу».
Новости партнеров
Вот в этом всё и сказано. Сказано слово «враг», сказаны слова «помним войну», сказано о готовности не жевать сопли в стремлении «не допустить провокации», а — встретить врага во всеоружии.
Названо священное понятие «победа». Неужели всё настолько далеко зашло?
Экстраординарного ничего нет, — убеждён в противоположном один из самых компетентных военных аналитиков России Виктор Литовкин. — Просто НАТО в отношении России проводит, по собственным утверждениям, политику давления и диалога. Как это понимать? Это позиция победителя с побеждённым. То есть НАТО якобы победитель, и он диктует волю побеждённому.
Например, генсек НАТО Столтенберг призвал нас вчера вернуться к соблюдению Договора о ракетах средней и меньшей дальности и Договора об обычных вооружённых силах в Европе, напомнил эксперт.
Смешно, — констатировал он. — Договор об обычных вооружённых силах в Европе, адаптированный в 1999 году, мы ратифицировали. Ни одна страна НАТО его не ратифицировала. Поэтому мы вышли из этого договора. Ребята, вы сначала ратифицируйте его и сами соблюдайте, а потом уже предъявляйте претензии к другой стороне. Так же, как и с Договором о ракетах средней и меньшей дальности. Американцы его нарушают, а мы должны выполнять? Так не бывает.
«Но Россию никто не побеждал, и мы никогда не согласимся с такой позицией, — подчеркнул Виктор Литовкин. — Да, НАТО демонстрирует свою мощь, проводя бесчисленное количество учений на наших границах, сосредотачивая до 40 тысяч войск на наших границах. Но мы на это дело смотрим спокойно. Они пытаются нас втянуть в гонку вооружений, выполняя указания Вашингтона. Но мы не собираемся втягиваться в гонку вооружений. Собака лает, караван идёт».
У военного историка, директора Музея войск ПВО Юрия Кнутова мнение более тревожное: «Те действия, которые совершает блок НАТО, в первую очередь Соединённые Штаты Америки, могут квалифицироваться как именно реальная угроза нашей стране. Это не говорит о том, что в ближайшее время может начаться какой-то военный конфликт. Но НАТО возвращается к той политике, которую проводил блок в годы холодной войны в отношении Советского Союза. То есть начинают отрабатываться довольно серьёзные учения с переброской большого количества войск с континента Соединённых Штатов Америки в Европу. Сосредотачивается вдоль наших границ довольно значительная группировка. Причём эта группировка имеет наступательный характер. Особенно опасно то, что отрабатываются задачи по захвату Калининградской области. И это всё представляет серьёзную опасность».
Впрочем, эксперт также согласен, что «в принципе, на прямой конфликт НАТО всё-таки не решится». По мнению Кнутова, основная часть стратегии Запада — это венесуэльский вариант:
Раскачать ситуацию в России до ситуации в Венесуэле, вызвать политический кризис, полную дестабилизацию. И когда руководство страны решится на применение армии, каких-то силовых средств — в этот момент начинают вмешиваться вооружённые силы Соединённых Штатов. С помощью самолётов-невидимок, диверсионных групп, кибервойн, спутникового оружия. Выводятся из строя наши системы противовоздушной, противоракетной обороны и базы РВСН. И после этого, в ситуации, когда царит политический хаос, когда команды не доходят ни до войск, ни до органов государственного управления, вот тут возможно и нанесение превентивного ядерного удара.
Надежда на здравый смысл?
В то же время Юрий Кнутов сохраняет надежду на здравый смысл европейцев. Которые, считает он, «великолепно понимают, что всё это абсолютный бред». А всё происходящее эксперт объясняет тем, что «это, вообще, конечно, такая англосаксонская истерия».
Она связана, по его убеждению, с «внутриполитической борьбой, которая идёт между республиканцами и демократами в США, и с тем давлением, которое оказывается на Трампа». И Трамп должен, соответственно, заигрывать с военно-промышленным комплексом как с основным спонсором его предвыборной кампании и заручиться его поддержкой, чтобы остаться у власти и не попасть под импичмент.
Второй момент — это Евросоюз, который начинает трещать по швам, считает Кнутов. Часть европейских стран стоят за нормализацию отношений с Россией — раз. «А второй момент — это Brexit, — говорит военный аналитик. — Который тоже сейчас приводит к тому, что ситуация внутри Евросоюза накаляется до предела. И вот эти причины заставляют западных политиков отвлечь внимание народа от внутриполитических проблем и перевести всё на Россию. Но на словах-то переводить нельзя, нужны какие-то действия. Поэтому начинается отработка подобных задач».
Но… Но возникает ситуация, как в пьесе, когда ружьё, которое висит на стене, обязательно в конце должно выстрелить, напоминает Юрий Кнутов. Когда собирается большое количество войск, то возрастает возможность начала конфликта, непреднамеренного, вызванного каким-то столкновением, аварией, неумышленным пуском ракеты.
И в этой ситуации, убеждён военный эксперт, мы должны сделать всё, чтобы, с одной стороны, укреплять свою обороноспособность, поддерживать дежурные силы в нужном состоянии, быть способными выполнять боевую задачу. С другой стороны, наша дипломатия должна работать на деэскалацию напряжённой обстановки.