Совет Федерации одобрил закон о фейках, аналогичная судьба у закона «о неуважении власти». На мой взгляд важны не эти законы, а тенденция, которая происходит в медийном и политическом пространстве России.
Последние 25 лет поддерживался некий баланс между народом и властью, одним из основополагающих базисов которого была следующая негласная установка: мы (власть и элита) не трогаем вас (народ) и не лезем к вам в карман, а вы (народ) не мешаете нам (власти и элите) безнаказанно эксплуатировать сырьевой потенциал страны и вывозить в тихие гавани (попросту говоря – воровать). Т.е. каждый сам по себе существует. При этом среди элиты существовала высокая степень терпимости к народной критике и озлобленности. Подсознательно или осознанно понимая, что они (элита) в определенной части (хотя и не все) являются той еще отборной мерзостью, где клейма ставить негде, то критика со стороны народа является механизмом стравливания протестной энергии и обеспечения долгосрочной безопасности власти. Более того, власть сама относительно регулярно подкидывала жертв среди своих для «съедения народу», при этом не меняя структуры межвластных отношений и баланса. Своеобразные сакральные жертвы во благо общей стабильности.
Новости партнеров
Но с 2018 был нарушен общественный договор – власть (можно сказать впервые за 15 лет) залезла в карман к населению (пенсионная реформа, повышение НДС, косвенные налоги в виде доп.сборов и платежей), допустив в этом же году рекордное за все время (возможно с конца 90-х) количество резонансных антинародных высказываний (я не буду делать «реестр» этих высказываний — все есть в сети, даже сгруппировано по хронологии).
Можно бесчисленное количество раз ссылаться на международный опыт пенсионных реформ и проводить экономические и демографические расчеты внутри России, однако нарушена форма и последовательность. Дело в том, что мировая практика как раз и состоит в том, что налоги на население и пенсионная реформа – последняя линия обороны, которая идет за исчерпанием любых других источников, т.е обычно (хотя и не всегда) сначала государство изымает у богатых, потом у среднего класса и лишь в конце у нищих.
В России за ошибки олигархов всегда платят самые бедные – это аксиома. Помимо этого, важна скорость и адаптационные возможности. Пенсионной реформе и повышению налогов на населения предшествуют долговременные процедуры финансовой и информационной адаптации – делается это много лет, а сама скорость повышения растянута на десятилетия. В России это сделано молниеносно, без обсуждения, а скорость повышения возраста самая быстрая среди всех стран мира.
Залезая в карман к населению, никак не умерив собственный жор, власть фактически запрещает не только публичные формы протеста, но даже самую безопасную из возможных форм – информационную критику. Закон сконструирован настолько отвратительно, что под «неуважение к власти» можно подписать вообще все, что угодно. Не так много законов, которые имеют настолько вольную и неопределенную трактовку. Этот псевдо закон в своей основе является инструментом легализации избирательных карательных процедур против неугодных.
В этом смысле зарождается новый общественный договор: мы воруем, залезая к вам в карман, но вы нас не трогаете и не ругаете!
Второе на что следует обратить внимание – это монополия на фейки.
Дело в том, что если инициатива действительно была бы направлена на стерилизацию информационного пространства от некачественной, недостоверной информации, то механизмы контроля и блокировки распространялись бы по меньшей мере на всех. Но из-под закона выводятся традиционные медиа и новостные агрегаторы. Хотя важно подчеркнуть, что основной поток фейков и наибольший общественный урон идет в первую очередь от федеральных СМИ. Тут, как никогда актуальная шутка, — если захотите покончить с ложью в СМИ запретите два главных телевизионных канала в России. Это не лишено смысла, потому что по охвату аудитории и силе воздействия федеральные СМИ имеют наибольший эффект. Первичная задача федеральных СМИ – переключение внимания новостной повестки с внутренних проблем на внешнего врага, культивирование образа внешнего врага и вылизывание начальственных задниц, что проявляется в положительном оправдании любых инициатив и действий властей вне зависимости от их вменяемости и целесообразности. Поэтому о правде тут речи не идет. В самом лучшем случае – циничная подтасовка фактов под нужный результат, концепцию, а в худшем случае наглая и омерзительная ложь, когда циничной манипуляции цифрами и событиями недостаточно.
Новости партнеров
Из инициативы властей очевидно, что их не интересует правда вообще. Единственное, что их интересует – это удержание власти, чтобы вся эта чернь по мнению властей не мешала, не бузила и не хулиганила. Холопы и смерды, как известно имеют безусловное право на смерть и страдания, а развитие и прогресс не для них.
Учитывая, как они кучно пошли в 2018 в череде антинародных инициатив, далее, по всей видимости, будет еще драматичнее. Тут уже даже не удивлюсь, если под тем или иным предлогом с Курилами придется распрощаться, китайцам отдать прилегающие территории Дальнего Востока и Сибири под ТОРы или даже озеро Байкал перекачать в Китай. Закручивание гаек для народа при череде каких то совершенно отмороженных инициатив.
Понятно, что в таких условиях нужны какие-то механизмы по мнимой легализации карательных процедур против населения. А то видите ли, критиковать вздумали! Еще чего!
Недовольство населения растет, решить экономические и социальные проблемы не получается, да и не собираются они ничего решать (уже не хотят и не могут). Финансовый пирог, доступный к распределению сжимается в следствие затяжного кризиса и внешних ограничений, что повышает конкуренцию противоборствующих кланов на свой кусок пирога. При этом аппетиты элиты никак не уменьшаются, а степень оторванности от реальности скорее только увеличивается (чего только стоят все эти высказывания и действия властей и олигархов последние 2 года).
Поэтому с точки зрения краткосрочного балансирования инициативы против «фейков и неуважения к властям» вписываются в общую логику политических и социальных процессов в России. Действительно, наблюдаются определенные центробежные силы, где во многих областях все идет в разнос или начинает идти в разнос, планов и инструментов по стабилизации нет, образа будущего тоже нет, необходимой квалификации и решимости как-то не наблюдается, а жрать как не в себя хочется все также, как и 10 лет назад. И ресурсов все меньше, приходится лезть в карман к нищим, а чтобы не бузили – кляп в морду и в обезьянник. Вот и все.
Но в долгосрочном плане это безусловно опасно и не для народа, а для элиты, т.к. эффект закрытого кипящего котла – если нет инструментов стравливания протестной энергии и разочарований, то стравливать будут уже в других местах, гораздо более опасных для властей.
И еще. Законы написаны исключительно «волюнтаристски» с предельно широкой трактовкой, необычайной неопределенностью и отсутствием внятной процедуры разделения на «фейк – не фейк», «уважение – не уважение». Понятно, что еще нет правоприменительной практики, но тенденции не вселяют оптимизма – прежде всего во вменяемость властей. В текущих условиях, им наоборот нужно быть тише воды, ниже травы и исключительно терпимыми к любой критике, но нет, пошли по самому тупому и опасному пути.