С сегодняшнего дня департамент казначейства США не имеет права увеличивать государственный долг, достигший 22063,2 миллиарда долларов. По оценкам экспертов, без новых заимствований наличности американскому Минфину хватит максимум до конца августа. А потом придется объявить дефолт.
В долгах, как в шелках
Новости партнеров
За последние восемь лет Казначейство США уже четвертый раз упирается в потолок госдолга. Впервые это случилось в мае 2011 года. Министр финансов Тимоти Гайтнер уведомил тогда конгресс, что ему приходится пользоваться «различными бухгалтерскими уловками» для предотвращения дефолта, но надолго этих хитростей не хватит.
Пятнадцатого июля президент Барак Обама сообщил, что, если конгресс не поднимет планку разрешенного госдолга, технический дефолт неизбежен. Второго августа сенат проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллиона.
В тот же день казначейство разместило новые гособлигации на несколько сотен миллиардов долларов, в результате чего государственный долг превысил ВВП страны. А два дня спустя агентство Standard&Poor’s впервые в истории понизило кредитный рейтинг США с максимального уровня «ААА» до «АА+».
В конце августа 2017-го на Восточное побережье США один за другим обрушились два разрушительных урагана — «Харви» и «Ирма». Для ликвидации последствий потребовалось экстренное финансирование. Поскольку в федеральном бюджете денег не было, конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о временном повышении лимита госдолга.
Восьмого сентября 2017-го Дональд Трамп подписал этот закон, Минфин тут же выбросил на рынок огромную партию облигаций, и госдолг перевалил за 20 триллионов. Лимит увеличился с десяти до 20 триллионов всего за восемь лет, хотя первые десять триллионов накапливались более столетия.
В феврале 2018-го казначейство достигло потолка в третий раз, и Трамп приостановил действие закона об ограничении госдолга на год. За минувшие 12 месяцев Минфин США занял на рынке еще 1,22 триллиона долларов.
Это рекордный темп наращивания госдолга с 2009 года — пика глобального финансового кризиса. В итоге общая сумма обязательств превысила 22 триллиона.
Новости партнеров
Другими словами, на каждого гражданина, включая детей и пенсионеров, по состоянию на 28 февраля приходилось 67132 доллара госдолга (если говорить только о работающих американцах — более 180 тысяч долларов).
Впрочем, граждане США и негосударственными финансовыми обязательствами нагружены сверх всякой меры. Суммарный личный долг американцев за 20 лет увеличился в полтора раза и превышает 19,5 триллиона долларов.
Львиная доля — это ипотека, более 15 триллионов. Задолженность по кредитам за обучение — почти 1,6 триллиона, еще более триллиона — долги по кредитным картам. Средний американец сегодня должен банкам 59427 долларов, а его годовой доход, по данным американского Бюро трудовой статистики, — 45840 долларов.
Новая теория
То, что США не в состоянии расплатиться по долгам, понятно всем. И пока финансисты Федрезерва и казначейства пытаются умерить аппетиты администрации Трампа, «прогрессивные экономисты» пропагандируют новый подход к проблеме. Речь идет о так называемой современной денежной теории (Modern Monetary Theory, MMT).
Ее сторонники, включая некоторых сенаторов, утверждают, что, поскольку кредиты берутся в собственной валюте, классические проблемы госдолга и дефицита бюджета на США не распространяются — Федрезерв в любой момент может напечатать столько денег, сколько требуется и для погашения долга, и для затыкания бюджетных дыр.
Однако, выступая на слушаниях в конгрессе в минувшую среду, глава ФРС США Джером Пауэлл жестко раскритиковал эту теорию. «Думаю, идея, будто дефицит бюджета не имеет значения для стран, которые могут брать кредиты в собственной валюте, просто ошибочна», — подчеркнул он.
Пауэлл отметил: «Долг США довольно высок по отношению к ВВП — и, что гораздо важнее, растет быстрее, чем ВВП, значительно быстрее». По данным казначейства, за двадцать лет госрасходы в стране выросли на 46 процентов, а ВВП — только на 27 процентов.
Новости партнеров
«Нам придется или меньше тратить, или увеличить доходы бюджета», — констатировал Пауэлл. Однако это означает либо отказ от новых трамповских идей типа строительства стены на границе с Мексикой, либо повышение налогов (после налоговой реформы Трампа).
Для главы Белого дома оба варианта означают огромные проблемы на выборах 2020 года. Так что призыв главы ФРС он проигнорирует.
На пути к дефолту
Достижение потолка госдолга означает, что Казначейство США не сможет предлагать инвесторам новые выпуски гособлигаций. Это существенно ослабит позиции американской валюты: спрос на доллары снизится, поскольку возможности их инвестирования с уходом с рынка казначейских бумаг резко сократятся.
Аналитики отмечают, что американская валюта уже на этой неделе подешевела с 1,12 до 1,14 доллара за евро, а в ближайшие месяцы может ослабеть до отметки 1,2 евро. Напомним, что в апреле 2017 года, когда в последний раз вводили потолок госдолга, курс американской валюты к европейской снизился с 1,06 до 1,25 доллара. И евро продолжал укрепляться все десять месяцев до очередной отмены лимита, после чего ослабел до нынешних показателей в районе 1,13 доллара.
Однако ослабление доллара — мелочи по сравнению с тем, что к концу августа, по оценкам аналитиков, у казначейства просто закончится наличность. Тогда США, как и в 2011 году, окажутся на пороге технического дефолта, поскольку не смогут выплачивать проценты по гособлигациям.
И если Обаме удалось в конце концов договориться с депутатами об увеличении предельного объема заимствований, то Трампу сделать это будет неизмеримо сложнее: вражда между президентом и законодателями обостряется буквально с каждым днем.
Во вторник конгресс заблокировал инициативу Трампа о введении чрезвычайного положения в приграничных штатах. Это первая блокировка президентской инициативы о ЧП с момента принятия в 1976 году «Закона о национальных чрезвычайных ситуациях».
«Односторонний шаг Трампа представляет собой явное нарушение принципа разделения властей и исключительных полномочий конгресса решать, куда расходуются федеральные доллары», — заявила спикер палаты представителей Нэнси Пелоси. Трамп в твиттере пообещал «встретиться с ней в Верховном суде».
Напомним, что режим ЧП позволил бы Трампу использовать средства из резервных фондов Министерства обороны и Казначейства США для строительства пограничной стены. И это единственный способ обойти отказ конгресса выделить необходимое финансирование из бюджета.
А в среду в ходе слушаний с участием бывшего адвоката Дональда Трампа Майкла Коэна законодатели добились от него подтверждения, что «президент Трамп участвовал в сомнительных налоговых схемах в 1990-х годах, включая случаи прямого мошенничества, которые значительно увеличили состояние, унаследованное им от родителей».
Конгресс явно старается если не довести Трампа до импичмента, то как минимум не допустить его победы на следующих президентских выборах. Так что инвесторы по всему миру готовятся к беспрецедентному, но давно ожидаемому событию — дефолту США.