Пока Вашингтон готовит очередные санкции против Москвы — законопроект внесли в конгресс в середине февраля, в США пришли к неожиданным выводам. Внушительные международные резервы России, превышающие весь внешний долг государства, — во многом «заслуга» американских и европейских санкций. Доля заемных средств в экономике минимальна, зато значительно прирос свободный капитал.
Как страна застраховалась от санкционных рисков, почему может с легкостью выкупить весь долг и зачем нужно столько резервов?..
Новости партнеров
Зачем нужны резервы
К февралю объем золотовалютных резервов (ЗВР) Банка России оценивался в 475 миллиардов долларов. Это заметно больше совокупного государственного долга (453 миллиарда) и почти в три раза превышает нормативы, рекомендуемые МВФ.
Международные резервы — это высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России. Их используют, чтобы финансировать дефицит платежного баланса, воздействовать на обменный курс валюты посредством интервенций, поддерживать доверие к валюте и экономике страны, а также — как основу для иностранного заимствования. ЗВР состоят прежде всего из активов в иностранной валюте и монетарного золота.
Их накоплению способствовало бюджетное правило: все нефтегазовые доходы, превышающие заложенную в бюджете базовую цену нефти в 40 долларов за баррель, направлялись в казну. Это притом что в минувшем году баррель Brent стоил в среднем около 70 долларов.
Подушка безопасности
В 2014-м ЦБ проводил валютные интервенции, чтобы поддержать рубль и спасти экономику от последствий экономического кризиса. В результате резервы сократились сразу на 25%.
Но с 2015-го запасы восстанавливаются. С февраля прошлого года резервы пополнились на 27 миллиардов долларов. Такие темпы — одни из самых высоких среди крупнейших экономик мира.
Новости партнеров
Центробанк последовательно проводит эту политику. Что неудивительно: санкционное давление усиливается — Россия активнее формирует подушку безопасности.
Причем ростом ЗВР страна обязана не только бюджетному правилу и относительно высоким ценам на нефть. Как ни парадоксально, помогли американские и европейские санкции.
Санкции в помощь
«Из-за санкций крупнейшие банки и нефтяные компании России не могли возобновлять кредиты западных банков. Поэтому они выплачивали долги по мере наступления сроков их погашения, тем самым сокращая долю заемных средств. Результат — накопление свободного капитала», — отмечает влиятельная американская газета The New York Times.
Это можно расценивать как негативный фактор, указывающий на снижение экономической активности в стране и замедление процесса инвестирования, продолжает издание. Однако, как указывают экономисты, острой необходимости во внешних займах просто нет, поскольку Россия — одна из наименее закредитованных стран в мире. За год внешний долг государства уменьшился почти на десять процентов.
Солидный объем ЗВР страхует от санкционных рисков, поддерживая запас прочности национальной экономики. Особенно важно, что резервы целиком покрывают весь внешний долг. То есть российский Минфин — если это потребуется — может в любой момент его погасить.
Золото вместо долларов
За последние десять лет структура российских резервов существенно изменилась: вложения в долговые бумаги Казначейства США сократились до минимума, а вот доля золота выросла в десять раз — до 90 миллиардов долларов, или 18% всего объема ЗВР.
Новости партнеров
С точки зрения развития финансовой системы альтернативы золоту нет. Это и защита от валютных рисков, и страховка от санкций, и, разумеется, возможность заработать. Любая валюта, будь то доллары или евро, достаточно сильно обременена долгами, а долги в перспективе могут закончиться списанием. В случае краха долларовой системы золото однозначно сохранит ценность.
К доллару же все меньше доверия. Центробанк сократил его долю в ЗВР более чем вдвое: с 46% до 22%. Весной прошлого года регулятор перевел из американской валюты в евро и юани пятую часть международных резервов — почти сто миллиардов долларов.
Такие действия ЦБ могли несколько снизить ликвидность международных резервов, зато теперь ЗВР меньше подвержены риску обесценивания, ведь гособлигации США дешевеют. А основное сокращение долларовых активов обеспечено как раз продажей американских бумаг.