На этой неделе цены на палладий впервые в истории приблизились к отметке 1430 долларов за тройскую унцию, намного превзойдя платину (795 долларов) и даже золото (1318 долларов). Десять лет назад этот благородный металл стоил меньше 200 долларов за унцию, а всего за два последних года подорожал более чем вдвое. Почему палладий стал суперзвездой рынка металлов, что от этого выигрывает Россия и зачем в США крадут из автомобилей катализаторы — в нашем материале.
Палладий против платины
Новости партнеров
Палладий относится к металлам платиновой группы, по свойствам очень близок платине и тоже применяется в автомобильных каталитических нейтрализаторах. Эти устройства (в просторечии — катализаторы) превращают вредные для человека компоненты выхлопных газов — углеводороды, окиси азота, угарный газ и так далее — в сравнительно безвредный углекислый газ и водяной пар.
В корпусе катализатора размещается множество металлических сот, покрытых очень тонким слоем платины или палладия. Такая конструкция обеспечивает большую площадь контакта с выхлопными газами: каталитическим слоем (платиновым или палладиевым) на сотах можно покрыть футбольное поле. При этом масса драгоценного металла в одном изделии не превышает пяти граммов.
До недавнего времени палладий стабильно был дешевле платины (не говоря уже о золоте). Дело в том, что платина используется в катализаторах автомобилей с дизелем, а палладий — в машинах с бензиновым двигателем.
С конца ХХ века в Европе спрос стабильно смещался с бензиновых автомобилей на дизельные: если в 1990 году на «дизеля» приходилось 13% продаж, то в 2005-м — более 50%. Соответственно, платиновые автокатализаторы становились востребованнее палладиевых и это отражалось на рыночной цене обоих металлов.
В немалой степени растущая популярность дизельных двигателей была связана со всеобщей убежденностью, что они экологичнее бензиновых. Европейские правительства всячески стимулировали переход автолюбителей на дизель: продажа топлива субсидировалась правительством, налоги на регистрацию дизельных автомобилей были ниже и так далее.
Дизельгейт
Ситуация радикально изменилась после того, как в Европе разразился так называемый дизельгейт. В сентябре 2015 года выяснилось, что компания Volkswagen оснащала свои дизельные автомобили специальной системой, которая в десятки раз занижала количество вредных веществ в выхлопных газах.
Новости партнеров
Принцип был прост: при проведении тестов «на выхлоп» в машине включались дополнительные нейтрализаторы газов, в остальное время неактивные. В общем, все рассказы автопроизводителей о повышенной экологичности дизельных двигателей были просто враньем.
Правительства немедленно начали сворачивать программы поддержки дизелей, а автолюбители — массово переходить на бензиновые двигатели. В прошлом году в Германии впервые с 1999 года бензиновых автомобилей продали больше, чем дизельных, а объемы реализации дизельного топлива в Европе рухнули почти на 20%.
Соответственно, резко вырос спрос на палладиевые автокатализаторы, к чему производители металла были совершенно не готовы. По оценке компании Johnson Matthey, в этом году дефицит на рынке палладия еще больше обострится, поскольку ожидается серьезное ужесточение норм по выхлопным газам в Китае и Европе. Значит, металл продолжит дорожать.
В выигрыше от этого в первую очередь Россия. Точнее, «Норильский никель», крупнейший производитель палладия в мире.
По данным Johnson Matthey, компания в минувшем году нарастила поставки палладия на мировой рынок на 18% — до 2,84 миллиона унций, заработав более трех миллиардов долларов. Однако впредь увеличивать продажи «Норильский никель» не намерен, обещая стабильные поставки до 2025 года.
«Изменение цен и доступность физического металла предполагают, что рынок палладия находится в структурном дефиците, — констатируют аналитики Johnson Matthey. — Долгосрочное несоответствие между добычей первичного металла и промышленным потреблением сохраняется».
Каталитические воры
Дефицит палладия привел к расцвету бизнеса по переработке старых автомобильных катализаторов. Пионерами выступили японцы, еще в нулевые построившие фабрику по извлечению платиноидов из старых автокомпонентов.
Новости партнеров
Их пример оказался заразительным: в интернете теперь множество объявлений о покупке старых катализаторов. В России средняя цена — около 500 рублей, но сильно зависит от марки конкретного изделия. За импортный катализатор дают и две-три тысячи рублей, а одним из самых дорогих считается деталь от Hyundai Solaris — до пяти тысяч рублей.
Есть в Сети и инструкции о том, как извлекать платину и палладий из автокомпонентов в домашних условиях. Правда, далеко не всегда указывается, что при кустарных объемах этот бизнес абсолютно нерентабельный — химикаты обходятся дороже, чем полученный драгметалл.
Зато стабильность «сырьевой базы» сулит переработчикам солидные прибыли. Это, в частности, привело к тому, что в западных странах орудуют целые банды, специализирующиеся на хищениях автомобильных катализаторов.
Как сообщает The Wall Street Journal, особенно эта проблема обострилась в Чикаго — в городе действует несколько групп преступников, которые по ночам подъезжают к припаркованным на улицах автомобилям и отпиливают катализаторы поршневой пилой. С сентября прошлого года число подобных преступлений лавинообразно растет и в Лондоне.
Полиция отмечает, что найти «каталитических» воров очень сложно, поскольку они сдают добычу на металлолом в тех пунктах приема, где не требуют предъявить документы. За один катализатор там дают 150-200 долларов.