Комитет сената США по разведке огласил результаты своего многолетнего расследования сговора Дональда Трампа и России. Несмотря на то что сенаторы просмотрели «сотни тысяч документов», секретных отчетов и свидетельских показаний, а также лично провели в сенате около 200 допросов, результат получился довольно обескураживающим. Попытки устранить Трампа с помощью импичмента теперь будут серьезно осложнены, что, впрочем, не помешает американским СМИ и дипломатам продолжать продвигать тему российского вмешательства в американскую политику, за которое Кремль обязательно должен быть серьезно наказан.
Выводы комиссии сената по разведке, которые были представлены американским журналистам сенаторами-следователями Ричардом Барром (Республиканская партия) и Марком Уорнером (Демократическая партия) сводятся к тому, что «прямых доказательств сговора» избирательного штаба Дональда Трампа и России «не обнаружено».
Новости партнеров
«Если мы напишем отчет, основанный на имеющихся у нас фактах, у нас не будет ничего, что указывало бы на то, что кампания Трампа и Россия сговорились», — заявил NBC News сенатор Ричард Барр, республиканский председатель комитета. «Мы знаем, что добрались до дна бочки, потому что нет новых вопросов, на которые мы ищем ответы», — добавил он.
Сенатор-демократ Марк Уорнер хотя и не смог опровергнуть оценку своего коллеги, посчитал нужным подчеркнуть, что «в американской истории никогда не было такой избирательной кампании <…> , чтобы связанные с этой кампанией имели столько же связей с Россией, сколько и кампания Трампа».
Казалось бы, расследование фактически зафиксировало полный провал теории заговора. Американская общественность, медиатусовка и политическая элита должны вздохнуть с облегчением и вернуться к нормальной жизни. Но этого не произошло, что лишний раз доказывает политическую подоплеку всей истории. Показательно, что в качестве мотивации продолжения политической охоты на ведьм, в смысле охоты на Трампа и санкций против России, представителями Демократической партии приводится следующий аргумент, который дословно цитируют многочисленные американские СМИ: «У нас не было шансов найти контракт, подписанный кровью Трампа, в котором было бы написано: «Эй, Влад (Владимир Путин. — Прим. ред.), мы вступим в тайный сговор». Возникает вопрос: а зачем тогда проводили расследование? Или оно велось все-таки в надежде найти именно нечто, что могло бы быть представлено публике как «контракт, подписанный кровью Трампа»? А может, изначально предполагалось что-нибудь подобное сфабриковать, но не получилось?
Впрочем, у Демократической партии еще есть два туза в рукаве. Во-первых, из-за того что демократы получили большинство в конгрессе, нижняя палата американского парламента возобновила свое собственное расследование «сговора Трампа с Россией» и, видимо, конгрессмены надеются все-таки найти или сделать вид, что нашли тот самый «контракт, подписанный кровью Трампа», который не смогли обнаружить американские сенаторы. Во-вторых, продолжается многолетнее разбирательство специального прокурора Мюллера, которое по всем признакам должно было быть завершено еще в прошлом году, но почему-то продолжается до сих пор, и это означает, что Мюллер или так и не нашел «кровавый контракт», или «слепить» хоть сколь-нибудь убедительную доказательную базу для импичмента Трампа у него пока не получилось, а именно импичмент — очевидная финальная цель всех этих действий.
Проблема с расследованием Мюллера заключается в том, что главная идея оппонентов Трампа и тех, кто желает радикального обострения отношений с Россией (вплоть до объявления «вмешательства в выборы» актом войны со всеми вытекающими последствиями), не сработала. Так как прямых доказательств «сговора Трампа и Путина» нет и не будет, расчет заключался в том, чтобы постоянная медийная бомбардировка американских избирателей сюжетами и «утечками» привела к тому, чтобы аудитория поверила, что Трамп шпион, без всяких доказательств. Американской элите вообще свойственна переоценка возможностей массмедиа и пропаганды в СМИ и соцсетях. Это, вероятно, связано с тем, что те, кто сейчас пытаются добиться импичмента Трампа, — это то же самое «американское глубинное государство», которое через твиттер организовывало «арабскую весну» и очень успешно использовало СМИ и соцсети для организации Майдана на Украине. Проблема в том, что при столкновении с более-менее компетентными оппонентами даже тотальное превосходство в плане медийной и пропагандистской мощи не дает нужного эффекта.
Известный американский статистик и специалист по моделированию социальных процессов, а также фанатичный русофоб, Нэйт Силвер с удивлением констатирует, что, несмотря на медийное давление и на все старания американского истеблишмента, доверие американцев к расследованию Мюллера (а значит, и к теории заговора Трампа и Путина) падает. Причем если взять статистику по американскому населению в целом, то уровень доверия к антироссийской и антитрамповской охоте на ведьм упал ниже критически важной отметки в 50 процентов. Более того, если в 2017 году даже примерно половина республиканцев доверяла американским силовикам и следователям в плане расследования «заговора», то теперь количество «верующих» не дотягивает даже до 25 процентов — а это катастрофически плохой результат с учетом того, что Республиканская партия — это партия с крайне русофобской электоральной базой.
Получается, что даже если противники Трампа и сторонники обострения конфликта с Россией все-таки пойдут на попытку импичмента, то ни о какой широкой общественной поддержке говорить будет нельзя. Парадоксальным образом не сбудутся даже многочисленные негативные прогнозы российских политологов, которые считают, что из-за «сговора Трампа» и сопутствующих рисков для него, а также многолетней антироссийской медийной истерии отношение американских избирателей к России будет становиться все хуже и хуже, а значит, и политика американских лидеров, независимо от партийной принадлежности, будет становиться все более антироссийской. Скорее наоборот, американские избиратели за последние годы получили серьезную информационную «прививку» от некритичной русофобии — и эффективность антироссийской пропаганды постепенно снижается. Это не означает, что отношения между США и Россией обязательно улучшатся, но это означает, что в будущем политики, которые будут выступать за немедленное и жесткое обострение конфликта с Москвой (вплоть до требования сбивать российские самолеты в Сирии, например) вряд ли будут находить понимание электората.