ГлавноеАналитикаМиГ-29: Дели передумал, и просит отгрузить срочно

МиГ-29: Дели передумал, и просит отгрузить срочно

Опубликовано

Индия покупает эскадрилью российских многоцелевых истребителей

Дели экстренно потребовались русские МиГ-29. Сейчас ВВС Индии ведут переговоры с Москвой о приобретении в срочном порядке 21 многоцелевого истребителя. 12 февраля об этом сообщила газета The Economic Times.

Новости партнеров

По данным издания, стороны еще в прошлом месяце обсудили условия поставки самолетов. Стоимость одного истребителя составит $ 40,2 млн., общая сумма сделки — $ 846,6 млн., включая обучение персонала и пилотов.

Источники газеты отмечают, что это будет значительно дешевле приобретения французских истребителей Rafale.

Если все это так, мы имеем дело с фирменной непоследовательностью индусов. Напомним, в ноябре 2018 года Индия твердо заявила о намерении отказаться от использования МиГ-29К/КУБ. Было объявлено, что замена российским самолетам будет выбрана в ходе тендера, в котором собрались участвовать США, Франция и Швеция.

Как писал в декабре еженедельник «Звезда», индийские военные отзывались о МиГе как о машине, которая «пронизана проблемами». В частности, у них имелись претензии к качеству планера, системе управления и тренировочной программе-симулятору. Больше всего проблем наблюдалось с силовой установкой, вследствие чего с февраля 2010 года из-за заводского брака из эксплуатации изъято 40 двигателей.

«Приземление на палубу авианосца выглядит как жесткая посадка, — жаловались индийские летчики. — Самолет нуждается в частом ремонте. Из-за таких посадок постоянно проявляются структурные дефекты».

В начале февраля 2019 года стало известно: Дели снова недоволен низкой надежностью корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Как пояснил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, «контракты на поставку были заключены еще в 2004 и 2010 годах, более четырех десятков машин, они все уже там», но «от индийцев с 2017 года начали поступать просьбы об обеспечении более высокой надежности».

По его словам, российской стороной были приняты «все необходимые меры». В частности, проведена работа по повышению надежности двигателей, радаров и отдельных приборов, наиболее уязвимых при эксплуатации в условиях перегрузок. При этом Шугаев дал понять, что проблема — в недостаточном мастерстве индийских летчиков. «Надо учитывать особенности эксплуатации индийскими пилотами и тот факт, что пилотирование палубных самолетов требует более высоких навыков», — отметил он.

Новости партнеров

И вот, после потока жалоб и претензий, Дели все же хочет прикупить именно МиГ-29. Почему — в принципе, понятно: МиГ дешевле конкурентов минимум на 25%. Между тем, Дели надо решать проблему старения парка ВВС Индии. Оптимальная их численность оценивается в 42 эскадрильи, на пике доходило до 37−38, сейчас из-за старения авиапарка упало до 33, а к 2021 году упадет такими темпами до 31 эскадрильи. Дальше провал численности будет еще хуже, так как окончательно начнут снимать с вооружения МиГ-21, МиГ-27.

В такой обстановке решение о покупке МиГ-29 выглядело бы здравым, если бы не скромная численность партии — всего 21 истребитель. Таким количеством крылатых машин проблем ВВС Индии точно не решить.

Но для нас и это неплохо — лучше меньше, чем ничего. По мнению ряда экспертов, в ВКС РФ легкие истребители МиГ оказались менее востребованными, чем тяжелые машины «Сухого». Если еще и с экспортом МиГ не срасталось бы, авиастроительный концерн рисковал оказаться на мели. Так что спасибо Индии.

— Метания индийских партнеров связаны, прежде всего, с экономическими трудностями Индии, — считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Торгуясь, индийцы предъявляют претензии — иногда реальные, а по большей части надуманные. Так, было много претензий к палубному истребителю МиГ-29КУБ. Правда они, в основном, касались приборов навигационного обслуживания — то есть, систем обеспечения полетов.

Но и в этом случае проблема была не только в «железе». Индийцы, к сожалению, серьезно экономят на обеспечении эксплуатации данного типа самолетов — а от этого очень многое зависит.

Проявляется, кроме того, недоученность индийских пилотов. Одно дело — летать по кругу и в пилотажную зону, и другое — выполнять боевые задачи. Это требует и умения пользоваться навигационным комплексом, и навыков обращения с пушками, управляемыми и неуправляемыми ракетами. Все же воздушный бой — это очень маневренный полет, который требует большого внимания.

Мастерства как раз не хватает индийским пилотам. Они жалуются, что это трудно, что реальная отдача истребителей несопоставима с возможностями, которые описаны в методических пособиях, и которые российские пилоты демонстрируют на показательных полетах и учениях. На деле, главное тут — научиться спрашивать с себя.

— Насколько важно для нас, что индусы все-таки купят МиГ-29?

Новости партнеров

— Это неплохо. Думаю, индийские коллеги поработают с этими истребителями, и накопят необходимый опыт. И я не исключаю, что в конце концов ВВС Индии возьмут МиГ-29 на вооружение.

Напомню, Су-30МКИ они поначалу также брали отдельными партиями, но потом приняли решение собирать машину на своих авиационных заводах в рамках политики Make in India. МиГ-29 мог бы пройти в Индии тот же путь.

— Многие в России считают, что МиГ и «Сухой» выступают конкурентами на рынке вооружений. С этим можно согласиться?

— Только отчасти. Надо понимать: это два разных типа истребителей, которые выполняют задачи, так сказать, в разных плоскостях. МиГи — это легкие истребители ближнего боя, которые прикрывают ближние районы, а «Сухие» — истребители дальнего боя, а также сопровождения ударных сил и средств. Замечу, дальность Су-27 позволяет ему в Индии базироваться в любой точке страны, и при этом работать по любому противнику на границах.

— В 2011-м Россия проиграла крупнейший оружейный тендер — на поставку Индии 126 единиц среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA) на $ 10 млрд., на который выставляла МиГ-35. Выиграл «контракт века» французский Rafale. Почему МиГ тогда проиграл?

— МиГ-35 — еще новая машина, и ей требуется комплекс испытаний и доводки. Нужно, кроме того, чтобы истребитель освоили российские летчики, и отработали методику его боевого применения.

Замечу, устранение ошибок — стандартный этап, неизбежный в процессе постановки самолета на крыло. И никаких особо сложных моментов в доводке МиГ-35 я не вижу.

— Идея создания легкого фронтового истребителя возникла в 1960-е годы. Военные теоретики США и СССР сошлись во мнении, что для наиболее эффективного применения фронтовой авиации требуется два вида истребителей — тяжелые (взлетной массой около 20 тонн) и легкие (порядка 15 тонн). Можно ли сказать, что МиГи плохо покупают, потому что концепция легкого истребителя устарела?

— Идея разделить истребители на тяжелые и легкие возникла, когда в СССР перешли на истребители с двумя двигателями, и даже двумя кабинами. Это было обусловлено необходимостью выполнения боевой задачи в любых условиях и любой ценой. И такие машины оказались, говоря современным языком, в тренде — он был поддержан и Европой, и США.

Эта концепция до сих пор актуальна. Просто потому, что есть тактические задачи, которые авиация должна решать на поле боя, и есть оперативно-стратегические задачи. Это разные задачи — их не может выполнять один универсальный самолет. Так что МиГ ни в коем случае не следует списывать со счетов.

svpressa.ru





В Киеве признали опасную ситуацию в тылу ВСУ

Беспредел территориальных центров комплектования (ТЦК) возмущает даже близких к Офису президента нардепов. Однако мнение политиков идет вразрез с позицией военных. Одни ищут способ смягчить...

Агентура российской разведки ставит в тупик западные спецслужбы

В Норвегии в Осло арестован охранник посольства США по обвинению в шпионаже в пользу России и Ирана. Официально ему вменяют "разведывательную деятельность особо тяжелого...

Запад просчитывает шансы на выживание

Удивительно, как быстро наши недруги выучили русское слово Oreshnik. Практически так же стремительно, как Sputnik. Кстати, несмотря на свои сугубо мирные научно-исследовательские цели, полет...

Читайте также

Алексей Живов. Про цели и задачи СВО в контексте ракетного шантажа

Вижу, насколько тяжело воспринимается информация, что Россия стала объектом для внутриполитических расторговок в США. Многие...

1000 дней СВО: о чем не сказал Зеленский украинцам

Потери ВСУ за это время составили свыше 900 тыс. убитыми и ранеными Зеленский, которого не...

На Украине началась паника: Россия впервые ответит тяжелой баллистикой комплекса «Рубеж»

Эксперты не исключили беспрецедентного удара по Банковой После ударов по Брянской области американскими дальнобойными ракетами...