До окончания президентской компании «бурятских танкистов» в Киеве не ждут
Вероятность начала войны между Украиной и Россией минимальна. Во всяком случае, до президентских выборов в марте ее точно не будет.
С таким прогнозом в интервью изданию «Факты» выступил ветеран украинской внешней разведки генерал-лейтенант Василий Богдан. В прошлом, кстати сказать, сотрудник Комитета госбезопасности СССР (КГБ), который после обретения Украиной независимости вдруг резко возненавидел всех своих бывших коллег из России, а президента Владимира Путина вообще объявил личным врагом.
Новости партнеров
Так вот, по логике Богдана, Кремль якобы надеется, что после выборов «Украина может резко изменить вектор своего развития с проевропейского на пророссийский», поэтому напасть не посмеет.
Впрочем, и после выборов, как он считает, речи о полноценной войне не идет. Военные действия, с его точки зрения, возможны якобы лишь в случае наступления российских войск.
Стоит отметить, что в украинских СМИ, где генерал Богдан периодически грозит России разного рода бедами и невзгодами, его позиционируют как эксперта в области безопасности. Но, читая подобную аналитику, невольно задаешься вопросом: каким образом, вообще, этот человек сумел сделать карьеру в разведке и дослужиться до звания генерал-лейтенанта? Потому что любая гадалка с рынка в плане предсказаний дала бы ему сто очков вперед.
Что получилось, так это публично подтвердить — Украина сегодня, это, действительно, страна поистине победившего абсурда.
Во-первых, с чего Богдан взял, что у Кремля есть какие-то иллюзии относительно того, что эти так называемые «выборы» изменят нацистско-бандеровский курс Украины, совершенно непонятно. Не такие наивные люди там сидят. А сам он свое заявление никак не аргументирует.
И нападать на Украину никто не собирается вовсе не потому, что, как убеждает генерал, Путин якобы понял, что «это не легкая добыча». Просто нет у России такой цели. О чем президент РФ неоднократно заявлял, когда градус истерии в «незалежной» на этот счет начинал зашкаливать.
Так, например, в интервью Владимиру Соловьеву в феврале 2015 года Путин даже сравнил войну с Украиной с апокалипсисом и выразил надежду, что такое не произойдет никогда.
Новости партнеров
Об этом же — что «воевать с Украиной мы не будем» — в эфире радиостанции «Комсомольская правда» недавно сказал и глава МИД РФ Сергей Лавров.
Имеющий уши — да услышит…
Но нет. Тема «войны с Россией» настолько захватила украинских «патриотов», что они начали уже путать реальность с плодами возбужденного воображения.
То, как этот генерал, говорят, что шансы военного противостояния двух государств минимальные. То начинают считать бурятских танкистов и заявляют, что пять лет успешно сражаются с «российским агрессором». То требуют официально объявить России войну…
Когда они, наконец, определятся, воюют они с Россией, или нет?
— Я читал это интервью, оно в какой-то степени отражает реалии военно-политической ситуации в Донбассе, — комментирует выводы украинского эксперта директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа», политолог Эдуард Попов. — Но вопрос можно поставить и по-другому. Генерал говорит, что Россия не будет нападать. Но Россия, как мы знаем, не собиралась и не собирается этого делать.
Если бы она хотела напасть на Украину, это произошло бы в 2014 году и закончилось бы не «Минском-2», а освобождением Киева и «Нюрнбергом-2» — скорее, так. Россия просто-напросто не заинтересована в войне на Украине и всячески умиротворяет украинского агрессора. А Украина делает из этого вывод, что Россия слаба и продолжает дальше «дергать тигра за усы».
Россия заинтересована даже в том, чтобы Украина сохраняла свой статус транзитного государства. Но в Киеве не настроены на нормальное сотрудничество, поэтому РФ строит газопроводы в обход Украины.
Новости партнеров
Но все равно в планах РФ «незалежная» как страна-транзитер значится. То есть мы заинтересованы, чтобы территория к западу и юго-западу от нас не превращалась в зону войны.
— Но что же они сами себе противоречат? То Россия у них слабая и побоится напасть на Украину, за спиной которой и НАТО, и США. То хвастаются победами в войне с Россией, на которую Россия так и не явилась…
— Здесь следует разделять как бы два аспекта. Вот этот Богдан говорит, что Россия, по его мнению, не собирается развязывать полномасштабную войну. Но и он, и другие украинские чиновники и политики не спорят в отношении того, что Россия присутствует в Донбассе.
Разногласия во мнениях связано с масштабом российского присутствие в Донбассе — вот, что означают эти разночтения. Все, кто говорит, что РФ собирается вторгаться на Украину, они не спорят в отношении того, что Россия Донбассу помогает.
И это, действительно, так. Россия на себя взяла ответственность, от которой отказалась Украина. Она взяла на себя всю тяжесть гуманитарной поддержки народа Донбасса.
Я открою, наверное, секрет Полишинеля, но львиную долю социальных расходов народных республик — пенсионерам, детям и т. д. — несет Россия. Украина даже пенсии не платит. Украина, которая получала деньги из донбасских регионов, в том числе и в Пенсионный фонд, отказалась выплачивать деньги населению, которое считается якобы украинским.
Поэтому, когда в Киеве говорят, что Россия помогает Донбассу, да, помогает. Потому что Украина отказалась считать этих людей своими.
Но не следует себя обманывать, что украинцы так между собой не сходятся во мнении — здесь, как бы, тактические расхождения, не стратегические. Все, включая этого генерала, говорят о российском, в том числе, о российском военном присутствии.
Со своей стороны могу сказать (в Донбассе я бываю регулярно, последний раз в декабре прошлого года) лишь то, что, если бы российская регулярная армия там присутствовала, линия фронта была бы по Днепру, как минимум.
— Да, только причем здесь президентские выборы на Украине?
— Понятно, что эти так называемые «выборы» не играют никакой роли. Даже если допустить совершенно фантастический вариант и на них победит Юрий Бойко, который является представителем Юга и Юго-Востока, то никто не позволит этому человеку повернуть курс украинского корабля на сто восемьдесят градусов. И в Кремле не настолько наивны, конечно, чтобы так полагать.
Другое дело, что пан Порошенко кровно заинтересован в том, чтобы даже ценой войны спасти себя на посту президента Украины. Потому что поражение на выборах (а оно почти неизбежно) повлечет для него за собой, на мой взгляд, две вещи: потерю финансовых активов и, по всей видимости, уголовное преследование.
Потому что новой власти нужно будет показать, кто виноват в том, что на Украине ничего не получилось. А виноват, прежде всего, Порошенко, который за свой президентский срок из просто богатого человека успел превратиться в очень богатого.
На мой взгляд, Петр Алексеевич находится под вполне реальной угрозой оказаться на скамье подсудимых. К тому же, на Западе его не очень жалуют, и там могут позволить, что называется, повесить на него всех собак.
Именно поэтому Порошенко готов пойти на все, чтобы президентское кресло осталось за ним.
Другое дело, что на Западе, повторюсь, не очень рвутся помогать ему. Поэтому я согласен с тем, что, скорее всего, наступление украинской армии до выборов президента не состоится. Но Богдан говорит, что Россия не нападет на Украину до выборов, я же по-другому поставлю вопрос: Украина, скорей всего, не нападет на республики Донбасса.
Не потому, что этого не хочет Порошенко. Он как раз хочет. На мой взгляд, западные кураторы Киева, которые руководят процессами на Украине, они в этом сейчас не заинтересованы.
— Однако генерал проговорился о неком плане ВСУ по возвращению Донбасса, который «в самом крайнем случае» предполагает проведение военной операции. Что это за случай, он, правда, не конкретизировал. А вы, как думаете?
— Напомню, в Донбассе в конце минувшего года дважды ждали наступления ВСУ — в ноябре и в декабре. Я был в ЛНР как раз в начале декабря, и люди там ожидали, что 24−25 числа украинские военные пойдут на прорыв.
Могу лишь предположить сейчас, что были проведены профилактические мероприятия с участием России, которые остудили очень горячие украинские головы. В результате наступление не состоялось.
Но оно было более чем реально…
И надо сказать, что планы эти в украинском Генштабе не оставили и продолжают разрабатывать новые сценарии наступления. Хотя их предупредили: Украине и украинской армии это обойдется очень дорого.
Риски очевидны — это разгром украинской армии и крушение украинской государственности. Но и плюсы для Киева и, особенно, для Америки тоже несомненные.
Вот сейчас, на мой взгляд, они как раз прикидывают все «за» и «против», и если плюсы перевесят, несмотря на все очевидные последствия для Украины, то наступление состоится. Вопрос, когда?
До выборов — маловероятно. Скорее, оно состоятся позднее, когда не только на Украине, а и в мире сложится ситуация более благоприятная для этого наступления. Потому что Украина — это лишь один из фронтов, так сказать, американо-российской полухолодной-полугорячей войны.