Новогоднее телеобращение Путина неожиданно из рядового факта сделалось в последние дни одним из самых обсуждаемых событий. Но не благодаря содержанию, а из-за реакции на этот ролик. Неожиданно он набрал больше миллиона просмотров и получил рекордное количество дизлайков – 75 тысяч против 12 тысяч одобрительных отметок.
Что до комментариев под видео, то они вне всякой цензуры: такого количества негатива не встречалось даже под роликами гопников, мучающих бездомных животных или с лихачами-мажорами в главной роли. В итоге Первый канал отключил и обсуждения, и счётчики лайков. Доселе обращения Путина были мало кому интересны, и обсуждали их спокойно-сдержанно (кроме послекрымского 2014-го года, когда в комментариях благоухали цветы народной любви к нацлидеру). Ощущение, что в последнее время каждое действие Путина вызывает невероятное раздражение и массовую критику в его адрес.
Новости партнеров
Политтехнологам президента ситуацию исправить не удаётся. Причина в одном – его уже слишком хорошо знают. Взять к примеру предновогоднюю поездку Путина в Магнитогорск, ставшую очевидной его неудачей. Если бы подобное осуществил только что избравшийся лидер, оно было бы принято исключительно положительно. Но за двадцать лет произошло множество терактов, катастроф, стихийных бедствий, которые президент не удостаивал своим вниманием. Хотя многие из них значительно превосходили по масштабам случившееся 31 декабря.
Люди смотрят на палатку оперативного штаба, разбитую у обрушившегося здания и окружённую телекамерами, и недоумевают. Почему президент явился в Магнитогорск, но не приехал в Казань при пожаре в «Адмирале», почему его не было в Беслане, почему не сходил к Норд-Осту, не руководил лично спасением людей в Крымске, не общался с родственниками жертв Булгарии? Не потому ли, что тогда рейтинг был покрепче?
Масла в огонь подлила и стилистика, в которой освещались события, оказавшаяся на редкость безвкусной. Телевизионщики настолько привыкли иметь в центре внимания президента, посвящать ему максимум эфирного времени, что новостные программы преподносили зрителю не саму трагедию, а Путина на фоне трагедии. На анонсах мы видели не разрушенный дом и не пострадавших, а президента на фоне завалов, его же, беседующего с больными, и так далее. И в прежние-то годы подобное успело набить оскомину, а сегодня и вовсе вызывает явное отторжение.
Похоже, пропаганде, чтобы избежать дальнейших пиар-фиаско необходимо наконец осознать, что президент стал токсичен. Он в любой форме, в контексте любой подачи – борется ли с международным терроризмом, спасает ли котят – вызывает нынче одно раздражение. Его надо просто перестать показывать хотя бы на какое-то время, заменив более симпатичными телезрителю персонажами или событиями.
В таком подходе нет ничего нового: рекламщики знают, что если директор какого-нибудь магазина, ателье или ресторана неказист на вид, лучше его потребителю не показывать. И потому вместо лысых, с глазами навыкате директоров ресторанов блюда рекламируют известные актёры. Телефоны – подтянутые молодые люди, драгоценности – симпатичные девушки, и так далее. Может быть, и в случае с Путиным власти следует произвести эту временную подмену. Вместо него выкатить телезрителю батальон новых лиц – интересных, вежливых чиновников второго эшелона, каких-то редких, но всё-таки существующих во власти образованных людей. А Путина вернуть, когда народное озлобление сойдёт на нет, если это вообще случится.
Впрочем такой ход вряд ли возможен: «зомбоящик» заколдовал не только потребителей телеконтента, но и главного его производителя. И как иной телекорреспондент испытывает нечто вроде информационной ломки, отдалившись от эфиров, так, вероятно, и у Путина уже выработалась потребность постоянно быть в центре внимания, среди телекамер и непрерывного щёлканья затворов фотоаппаратов.
А значит, аллергию на Путина у нас будут лечить лошадиными дозами того же Путина. И недалёк час, когда на Владимира Владимировича станут реагировать так же, как в своё время на Бориса Николаевича. В лучшем случае переключать канал при его появлении на экране, в худшем – швырять в этот самый экран всё, что попадётся под руку…