ГлавноеАналитикаК барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

К барьеру. Почему у боевой авиации отобрали гиперзвук

Опубликовано

Ракетные ускорители, стремительная геометрия крыла и бешеная по тем временам скороподъемность — ровно 65 лет назад, 5 января 1954-го Советский Союз поднял в воздух сверхзвуковой реактивный истребитель СМ-9, прототип одноместного МиГ-19. Эта машина стала первой планкой, через которую в погоне за скоростью перемахнули советские авиаконструкторы. Уже через десять лет взлетят «трехмаховые» МиГ-25, и… гонка прервется.

Скоростная лихорадка

Новости партнеров

Справедливости ради отметим, что МиГ-19 не первая машина, перепрыгнувшая звуковой барьер. Эру сверхзвуковых полетов семью годами ранее открыл американский пилот Чарльз Йегер, разогнавший экспериментальный Bell X-1 до рекордной скорости 1127 километров в час. Однако «девятнадцатый» стал первым серийным самолетом, способным перехватывать цели на сверхзвуке. В авиации к скорости вообще особое, трепетное отношение, есть даже поговорка: «лучше потерять жену, чем скорость».

Особенно активно Советский Союз и США «ускоряли» боевые самолеты с начала 1950-х и до середины 1970-х. Именно тогда появились такие шедевры, как стратегический разведчик Lockheed SR-71 «Черный дрозд», перехватчик МиГ-25, сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie и легендарная «сотка» Т-4. Самым быстрым в истории пилотируемым самолетом считается экспериментальный North American X-15, разогнавшийся до гиперзвуковой скорости 8,2 тысячи километров в час. Впрочем, за некоторым исключением, эти революционные машины так и не пошли в серию. Со временем скорость перестала быть самоцелью и в перспективные проекты начали закладывать более скромные динамические характеристики.

«Скорость никто не увеличивал с 1960-х годов, когда вопрос стоял не иначе, как выше, дальше, быстрее, — объясняет главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. — Вот это «быстрее» закончилось примерно в те годы. Когда высоких скоростей добились технически, возник уже вопрос целесообразности и назначения. Обратите внимание: созданные в 1980-х бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3 не просто скоростные, а многорежимные, могут совершать сверхзвуковые броски для прорыва ПВО или развернуть крыло, перейти на дозвук и покрывать большие расстояния».

Тише едешь

Эксперты не исключают, что в будущем сверхзвуковые режимы и вовсе останутся уделом истребителей, а стратегические бомбардировщики «притормозят» и перейдут в дозвуковую нишу, к штурмовикам и транспортникам. Например, американское дозвуковое летающее крыло B-2 и проект перспективного стратегического бомбардировщика B-21, который также будет дозвуковым. Связано это в первую очередь с меняющейся концепцией применения таких машин — сейчас важно доставить противнику «подарок» не столько быстро, сколько незаметно для средств слежения ПВО.

«Американцы к этому пришли давно, начиная с B-1, — рассказывает историк, специалист по боевой авиации Николай Якубович. — Они же сначала задумали сверхзвуковую машину, а потом поняли, что это не защитит их от средств ПВО противника. В итоге перешли на малые скорости и низкие высоты полетов, как и мы. Единственное исключение — Ту-160, но надо помнить, что Россия окружена американскими базами, а своих за рубежом не имеет. Поэтому нужны скоростные ударные самолеты».

Проблема заметности касается не только бомбардировщиков. Неслучайно в число основных требований к истребителям пятого поколения включили способность совершать крейсерский сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме. Дело в том, что на форсаже из сопел двигателей вырывается мощная газовая струя, отлично различимая в тепловом диапазоне на больших расстояниях. С таким «шлейфом» даже самые продвинутые стелс-технологии и особая геометрия планера бесполезны. Кроме того, форсажные режимы делают самолет чрезвычайно прожорливым (керосин буквально льется в форсажную камеру за турбиной), что резко ограничивает радиус действия и время боевого применения.

Новости партнеров

«По скоростям боевая авиация остановилась в пределах 2,3 Маха, — отмечает Якубович. — Это тот оптимум, при котором еще возможно широкое использование легких конструкционных материалов. Дальше — аэродинамический нагрев, требуются титановые и стальные сплавы. Вообще, в пилотируемой авиации скорость сейчас не играет особой роли, поскольку на первое место вышло управляемое самонаводящееся оружие — ракеты большой дальности. На МиГ-31 достигли трех Махов, что сегодня фактически не нужно».

Скоростные и дальнобойные самолеты-разведчики тоже оказались пережитком прошлого — миссию фотосъемки и сбора информации военные переложили на спутники и те неплохо справляются.

Восстание ракет

Тем не менее высокие скорости не везде утратили актуальность. Погоня за ними только набирает обороты, но уже в другой плоскости — ракетной. В битве за стабильный и управляемый гиперзвуковой полет столкнулись лучшие умы мира, и российские специалисты пока находятся в авангарде. Причем и в буквальном смысле тоже.

В декабре минувшего года командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил в интервью «Красной Звезде», что уже в 2019-м на вооружение РВСН поступит система «Авангард». Крылатый блок способен совершать управляемые полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на скорости более 20 Махов. Поверхность блока нагревается до 1600-2000 градусов по Цельсию, фактически он летит в плазме.

Впрочем, по словам экспертов, отнести «Авангард» к гиперзвуковым летательным аппаратам можно лишь условно, так как это скорее аэробаллистическая система. «Гиперзвук подразумевает крейсерский полет с использованием воздушно-реактивных или атомных двигателей, — уточняет историк. — Есть определенные критерии: сверхзвуковыми считают скорости до пяти Махов, а далее уже гиперзвуковой диапазон. Причислять аэробаллистические ракеты к гиперзвуковым все же не совсем корректно, хотя и серьезной ошибкой это не назвать. Тут все очень условно».

Работы по гиперзвуку развернуты в России сразу по нескольким направлениям. Так, ВКС уже оттачивают приемы боевого применения высокоточного гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал», который «подвешивается» к перехватчикам МиГ-31. Кроме того, в августе Минобороны России и Московский институт теплотехники (МИТ) подписали контракт на разработку гиперзвукового летательного аппарата большой дальности «Анчар-РВ». Детали проекта пока не разглашаются. НПО «Молния» планирует в наступившем году завершить испытания гиперзвуковой ракеты-мишени, а НПО машиностроения продолжает работать над гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон», которой вооружат надводные корабли и подлодки.

«Делать гиперзвуковые ракеты гораздо проще, чем самолеты, — подчеркивает Якубович. — Нет необходимости охлаждать поверхности с большими площадями и не нужно создавать комфортные условия для летчика. Думаю, в дальнейшем пилотируемые самолеты будут развиваться в первую очередь как платформа для такого оружия».

Новости партнеров

ria.ru





В Киеве признали опасную ситуацию в тылу ВСУ

Беспредел территориальных центров комплектования (ТЦК) возмущает даже близких к Офису президента нардепов. Однако мнение политиков идет вразрез с позицией военных. Одни ищут способ смягчить...

Агентура российской разведки ставит в тупик западные спецслужбы

В Норвегии в Осло арестован охранник посольства США по обвинению в шпионаже в пользу России и Ирана. Официально ему вменяют "разведывательную деятельность особо тяжелого...

Запад просчитывает шансы на выживание

Удивительно, как быстро наши недруги выучили русское слово Oreshnik. Практически так же стремительно, как Sputnik. Кстати, несмотря на свои сугубо мирные научно-исследовательские цели, полет...

Читайте также

Алексей Живов. Последнее русское предупреждение

Испытание «Орешника». Итоги Россию продолжают постепенно поднимать по лестнице неядерной эскалации в строгом соответствие с...

Ростислав Ищенко. Госполитика РФ по ядерному сдерживанию, проблемы ВСУ на фронте и власть Зеленского

- Что изменилось в госполитике РФ в области ядерного сдерживания? - Как на это изменение...

Удар ATACMS по Брянской области: эксперты предрекли жесткий ответ

«Если мы никак не ответим, начнется массовая атака по нашим городам» Несколько суток назад западные...