Украина узаконила захват российских кораблей в Азовском море и готова мстить
Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О прилегающей зоне Украины», регламентирующий морские границы страны и наказание для нарушителей. Об этом на своем сайте сообщает пресс-служба главы государства.
Согласно тексту документа, прилегающей зоной Украины считается зона открытого моря, граничащей с территориальными водами страны, внешняя граница которых находится на расстоянии не более 24 морских миль (44,44 километра) от исходных линий территориального моря. До этого территориальные воды Украины составляли 12 морских миль (22,22 километра).
Новости партнеров
Предполагается, что уполномоченный орган по охране госграницы будет предотвращать нарушения таможенного, фискального, иммиграционного и санитарного законодательства страны. Пограничники смогут останавливать, осматривать, задерживать или арестовывать суда, а также членов их экипажа, за исключением военных кораблей и других государственных судов, использующиеся в некоммерческих целях. Кроме того, при попытке судна скрыться, уполномоченный орган вправе преследовать его для задержания и привлечения к ответственности в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Право на преследование прекращается, если судно войдет в территориальное море государства, под флагом которого ходит, или любой третьей страны.
Как отмечается, целью закона является гармонизация морского законодательства Украины с законодательством других причерноморских государств и других государств-участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Также закон направлен на предупреждение совершения контрабандных операций и применения нелегальных мер в отношении судов в закрытых портах «временно оккупированных территорий Украины».
Напомним, в начале декабря также сообщалось, что Верховная Рада разрешила экипажам кораблей Морской охраны Государственной пограничной службы страны применять оружие без предупреждения с целью отражения вооруженного нападения и вторжения на территорию страны, прекращения вооруженных конфликтов и вооруженных провокаций, отражения нападения на украинские корабли и суда, а также прекращения вооруженного сопротивления.
Для чего Украине увеличивать свою прилегающую зону. Как это отразится на судоходстве в регионе и имеет ли она вообще право это делать?
— С одной стороны да, а с другой — нет, — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Объясню, как такое возможно. Действительно, согласно Конвенции ООН по морскому праву, 24 морские мили — это максимальное пространство, которое государство может отнести к прилежащей морской зоне. И Украина в соответствии с названной Конвенцией расширила зону своего контроля до предельно допустимой. Однако подобные решения всегда принимаются после согласования с соседними государствами, интересы которых подобное расширение может затронуть. Никаких консультаций с Россией проведено не было. И как теперь Украина будет толковать, например, принадлежность 24-мильной морской акватории, прилегающей к Крыму, думаю, гадать не стоит. Конечно, как зону своего контроля. Для этого вся законодательная авантюра и задумана. Более того, Киев попытается задним числом оправдать свои провокационные действия в Черном море на подходе к Керченскому проливу, которые вызвали задержание российскими пограничниками трех украинских военных судов. Казалось бы, кто примет подобные аргументы? Но мы видим, что Запад предоставил Украине карт-бланш на провокации. В то же время от Киева все равно требуют соблюдать видимость законности, соответствия действий нормам международного права. Вот поэтому спешно и подчищается законодательство.
Тревожит и другое. Зная повадки нынешних киевских властей, можно предположить, что это только пробный шар, проверка реакции со стороны России. За первым шагом, возможно, последуют подобные действия и в акватории Азовского моря. Несомненно, Киев готовит внутреннюю правовую базу для новых провокаций, подобных керченской.
Новости партнеров
— Отмечается, что это сделано для гармонизация морского законодательства Украины с законодательством других причерноморских государств и других государств-участников Конвенции ООН по морскому праву и борьбы с контрабандой? Звучит убедительно?
— Как я уже сказал, это сделано для того, чтобы повторить керченскую провокацию, но более масштабно. Предположим, у Киева есть план по проведению военно-морских учений с участием кораблей НАТО в Черном и Азовском морях. Да, по Керченскому проливу военным судам третьих стран не удастся войти в Азов. Но кто мешает Украине перебросить по суше, по железной дороге несколько натовских бронекатеров к побережью Азовского моря. Тем более, что они уже доставляли таким способом туда свои украинские катера. Вопрос только в том, кто из государств — членов НАТО будет готов поддержать Украину в этой провокационной деятельности. И у меня есть ответ на этот вопрос. Полагаю, что это Великобритания.
— Каково может быть практическое применение этого закона? Может ли он развязать Киеву руки для нападения на суда?
— Не думаю, что Россия будет подставлять свои суда в Черном море. А вот суда под флагами третьих стран могут стать добычей киевских пиратов. Предлогом для задержания будет, допустим, наличие в экипаже российских моряков, которых надо проверить на предмет нарушения ими украинского законодательства, или еще какие-нибудь подобные надуманные основания. Скажете, зачем Киеву захватывать иностранные суда? Все очень просто. Это позволяет показать мировому сообществу, что судоходство в Черном море стало небезопасным, а виновата в этом исключительно Россия.
— Как реагировать России? Какими могут быть ответные меры?
— Россия не должна поддаваться на провокации. Это значит только одно: ограничивать судоходство российского торгового флота в зоне, которую Украина самовольно назвала «прилежащей» не следует, а вот обеспечить безопасность российских гражданских судов необходимо. Поэтому, думаю, стоит сопровождать гражданские суда военными кораблями Черноморского флота. Это будет наиболее адекватный ответ. Это не новация в истории международного судоходства. Как известно, именно так борются с сомалийскими пиратами. Что ж, если Украина решила заняться пиратством на государственном уровне, следует разговаривать как с пиратами и с украинскими пограничниками. Конечно, только в том случае, если они предпримут какие-то действия в отношении российских или иных судов, находящихся под российской защитой. Уверен, что если к решению вопроса будет подключен Черноморский флот России, никаких проблем с обеспечением безопасности судоходства в Черном море не будет.
— Всё, что сейчас предпринимается Украиной, имеет одну цель — устройство провокаций против России, — напоминает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Причём это будут такие провокации, виновником которых будет признана именно российская сторона, а Украина окажется действовавшей в рамках закона.
Новости партнеров
— Имеет ли Украина вообще право увеличивать эту зону?
— А ничего Украина и не увеличивала, она действует полностью в рамках Конвенции 1982 года, согласно которой имеет полное право расширить зону пограничного и таможенного контроля на прилегающие воды, а не только на территориальные. Раньше Киев осуществлял такие процедуры в двенадцатимильной зоне территориальных вод, сейчас он расширил свои полномочия до двадцатичетырёхмильной зоны.
— Формально это гармонизация морского законодательства Украины с законодательством других причерноморских государств и других государств-участников Конвенции ООН по морскому праву…
— Украина будет строго соблюдать букву закона при организации своих провокаций, и Россия, как участник Конвенции, с этим либо будет вынуждена считаться, либо ей отвесят ещё одну порцию санкций. Пора понять, что против нас играют хоть и беспредельщики, но беспредельщики умные, понимающие как оставить нас в дураках. С чем можно провести параллель, так это с раскольничьими деяниями против канонического Православия: там верные ему люди тоже приготовились что их будут жечь калёным железом, но враги им решили на шею набросить бюрократическую удавку. Пора понять, что время откровенного беззакония закончилось ещё в 2014 году: сейчас для прикрытия любого беззакония сочиняются пудовые тома законов.
— Также сказано, что закон направлен на предупреждение совершения контрабандных операций и применения нелегальных мер в отношении судов в закрытых портах временно оккупированных территорий Украины…
— Прежде всего этот закон направлен против российского присутствия в Азовском море и в районе Крыма. Особенно это касается Азовского бассейна: там, чтобы пройти из Таганрога в Керчь, нужно миновать на весьма близком расстоянии траверзы Мариуполя и Бердянска. Иными словами, любое судно, идущее из устья Дона в Чёрное море может стать объектом для досмотра украинских пограничников и принудительного задержания. А любой российский военный корабль может быть атакован: это, конечно, самоубийственный шаг для украинских моряков, но гарантированное обвинение России в нарушении морского права.