Русские люди в ДНР и ЛНР оказались не нужны российской власти
Россия может потерять Донбасс, так же как уже потеряла Украину. Такое мнение в ходе пресс-конференции на тему: «Украино-российские отношения в 2018 году» выразил соучредитель агентства «Евразийский монитор», социолог Евгений Копатько.
Он жестко раскритиковал Москву, которая даже «не представляет себе», как плохо обстоят дела в регионе. И предостерег, что «с таким мироощущением и миропониманием» она может потерять Донбасс.
Новости партнеров
«Мы в информационном пространстве России периодически включаем или выключаем тему Донецка. А там люди гибнут практически каждый день», — отметил эксперт.
Экономическое и финансовое положение жителей шахтерского региона он охарактеризовал не просто, как тяжелое, а как жуткое.
По его словам, «люди как в гетто живут, у них нет прав». И России, судя по всему, «они не нужны».
В пример Копатько привел Польшу, которая в 2017 году аффилировала в свою жизнь миллион человек, и теперь они имеют права и польскую зарплаты. А 8 тысяч молодых людей с Украины учатся в польских университетах.
«А сколько украинских студентов в русских вузах?», — задается вопросом социолог.
И делает вывод: «Если не решается ни один из базовых вопросов по людям — они вам не нужны. За четыре года одно решение принято, и то непонятное, права это не улучшило. С паспортом ДНР вы никуда не уедете».
Он подчеркнул, что люди должны, прежде всего, видеть перспективу, а над населением Донбасса сейчас довлеет неопределенность.
Новости партнеров
Кстати, выводы Копатько перекликаются с тем, что недавно сказала депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская. А именно, что дети, имеющие свидетельство о рождении ДНР и ЛНР, не могут бесплатно получить медицинскую помощь ни на Украине, ни в России.
По словам парламентария, они «оказались за бортом жизни», и стали заложниками политической ситуации.
Поклонская призывает Россию быть более активной на Донбассе — дать всем жителям гражданство и признать ЛДНР. Бояться внешнеполитических сложностей и давления в этом вопросе, по ее мнению, не нужно.
Почему, действительно, создается ощущение, что мы пустили ситуацию на самотек, и чем впоследствии нам может это аукнуться?
— Должен сказать, что оценки Евгения Копатько основываются на социологических опросах, которые он фактически на чистом энтузиазме за свои деньги проводит на территории ДНР и ЛНР, — пояснил президент фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Поэтому его высказывание о «жуткой» ситуации, это не какая-то фигура речи, а реальный срез настроения.
Где-то около месяца назад буквально мы с ним встречались и как раз обсуждали эту проблему. Что республики брошены во всех смыслах — и в политическом, и в экономическом, и, что очень важно, в гражданском и социальном смысле.
Фактически в мире 21 века, где существует движение трудовых ресурсов, движение идей, движение денег, в конце концов, люди оказались в неком «заповеднике», где живут как в каком-то 19 веке. Когда они не могут никуда уехать, по сути, когда дети, действительно, не могут получить нормального медицинского обслуживания, а система образования замкнута на сами республики, поскольку Украина не признает те документы, которые выдают на территории ДНР, ЛНР.
У Киева тоже очень специфическое отношение к гражданскому статусу жителей республик — там признают свидетельства о смерти и свидетельства о рождении, но, скажем, свидетельства о браке не признают.
Новости партнеров
Здесь, к сожалению, и со стороны России, и со стороны Украины ДНР и ЛНР рассматриваются, как некая «серая зона», в которой люди в значительно мере ущемлены, а то и полностью лишены каких-то своих гражданских прав.
Конечно, настроения в народе российском очень дружественные и сочувственные к Донбассу, к Донецку и Луганску, тем более, к людям, которые там оказались волею судеб. Но российская элита до сих пор не сделала того самого, осознанного выбора, начало которому было положено в момент присоединения Крыма к РФ.
— Поясните.
— В тот момент, когда Россия признала крымскую государственность (которая была, напомню, объявлена по результатам референдума) и признала государственность Киева — что с моей точки зрения стало уже достаточно спорным решением, — следующим разумным шагом было бы признание Донбасса.
В этом случае, был бы соблюдён принцип справедливости.
То есть, мы считаем, что произошел вооруженный переворот. Конституция Украины, таким образом, была растоптана. И на обломках, существовавших до февраля 2014 года, возникло три новых государственности. Право любой нации на самоопределение прописано, как известно, в Уставе ООН.
И вот, пожалуйста: есть Крым, который самоопределился. Есть Киев, который избрал новым президентом Порошенко. И есть ДНР, ЛНР, которые учредили свою государственность.
Они не признаны Россией. Но фактически они существуют.
Элита российская убежала сама от себя. Она убежала в какой-то выдуманный мир каких-то минских договоренностей, которые якобы должны заставить эти два государства жить вместе.
— Что невозможно по определению…
— Конечно. Историческая правда говорит о том, что после того, как пролилась кровь, после того, как произошло расхождение по идеологическим, политическим вопросам, невозможно слепить назад государства, даже в рамках искусственного процесса, курируемого какими-то внешними силами.
Поэтому, можно сказать, что сейчас и Россия страдает от этого, находясь под санкциями. Страдают крымчане, которые не могут получить шенгенские визы в ЕС, потому что там не признаются их российские паспорта. Но главный пострадавший, это, конечно, жители ДНР и ЛНР, которые оказались в ситуации, когда их права полностью ущемлены, а кое-где и фактически ликвидированы.
Потому что когда права ограничены, вы можете их реализовать какими-то другими способами. Например, крымские жители могут переехать в другой регион РФ, и их паспорт с севастопольской или симферопольской пропиской перестает быть, условно говоря, таким как бы «отравленным».
А жители ДНР и ЛНР не могут этого сделать. Их права полностью ущемлены даже в том, что касается права на бесплатное медицинское обслуживание. Оно присутствует в России и на Украине, но отсутствует в ДНР и ЛНР.
С моей точки зрения, ситуация абсолютно подвешенная…
— Но ее ведь можно как-то решить?
— Россия жила в такой же ситуации, допустим, с Абхазией и Южной Осетией. Мало кто знает, но абхазские мужчины не могли даже выехать из страны с 1993 по 2008 гг. У них не было тоже международно признанных паспортов, а РФ очень ограничивала выдачу паспортов в это время.
Но в итоге это противоречие пришлось разрешить во время войны 08.08.08. Хотя формально конфликт, опять-таки, не касался Абхазии — на ее территории Грузия тогда не осуществляла агрессию, — но России пришлось решить одновременно абхазскую проблему, поскольку дольше ее тянуть было просто невозможно.
Поэтому, мне кажется, вот этот исторический выбор, его придется сделать.
А Евгений Копатько, он просто констатирует существующие факты. И от этого невозможно убежать — люди, несколько миллионов русских людей, они брошены. Это правда.
И надежды на то, что эти территории будут интегрированы в Россию, сейчас нет. Российская правящая элита достаточно четко показывает, что они не будут работать в этом направлении. Они будут, скорее, работать в мифическом направлении создания, опять-таки, фантома некоего «единого украинского государства».
Но это путь, в общем-то, тупиковый. И, более того, опасный путь.
— Опасный, в каком смысле?
— В том смысле, что, ставя вопрос о некой неполноценной государственности ДНР и ЛНР, российская власть, тем самым, ставит вопрос о какой-то не до конца понятной государственной принадлежности Крыма, как мне кажется. Поскольку, как я сказал, три эти вопроса — суверенитета Киева, условно говоря, Симферополя, а также Донецка и Луганска, — они взаимосвязаны. И генезис всех этих государственностей — а напомню, что Крым сначала объявил государственность, а потом присоединился к РФ, — он лежит как раз в том самом антиконституционном вооруженном перевороте февраля 2014 года, который произошел в Киеве.
Поэтому вопрос Донбасса, это, в первую очередь, и вопрос Крыма. Это нужно понимать. И те, кто этого не понимают, просто политически близорукие люди.